От редакции
История вселенских соборов христианской
церкви, начиная со знаменитого Никейского (325 г.), принявшего
общехристианский Символ веры, и кончая Парижским (825 г.), - это
одна из самых интересных и в то же время самых сложных тем для
исследования. Ее реализация требует глубоких знаний эпохи,
скрупулезного анализа первоисточников, владения древними языками.
Этим в значительной степени объясняется немногочисленность
фундаментальных трудов, специально посвященных вселенским соборам. Β
нашей стране за последние несколько десятилетий практически не было
серьезных научных изданий, всесторонне освещающих эпоху вселенских
соборов и историю самих соборов.
Предлагаемая вниманию читателей книга известного
православного историка церкви и богослова А.В. Карташева поможет,
хотя бы отчасти, заполнить эту лакуну. Российский читатель получает
возможность ознакомиться с важнейшими страницами истории
христианской церкви, полными захватывающих, порой драматических и
даже трагических эпизодов. На вселенских соборах - этих собраниях
высшего духовенства - разрабатывалась и утверждалась система
вероучения и культа, формировались канонические нормы и
богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции,
определялись способы борьбы с ересями. "Соборы для Востока,- пишет
А. В. Карташев,- это громоотводы, паллиативы и лекарства от
догматических лихорадок, снимавшие на какой-то период остроту
болезни и способствовавшие ее залечиванию с ходом времени."
Как серьезный исследователь А.В. Карташев не мог,
конечно, ограничиться рамками непосредственной истории вселенских
соборов. Он представляет ее на широком фоне социально-политической и
культурной жизни той эпохи. A эпоха, охваченная в труде А. В.
Карташева, поистине уникальна. Это эпоха перехода от поздней
античности к раннему средневековью, когда в ареале Римской империи
закладывались экономические, социальные, политические и духовные
основы европейской цивилизации, которые в значительной степени
определили и пути ее дальнейшего развития.
"Вселенские соборы" - фундаментальный исторический
труд, которому автор посвятил многие годы. Но эта значительная
растяженность во времени процесса создания книги не могла не
отразиться на языке и стилистике разных ее частей: одни из них ближе
к нормам современного русского языка, другие - дальше. Нередко автор
пользуется оборотами и словами, непривычными для современного
русского читателя, кажущимися архаичными. Однако, начав читать
книгу, вскоре перестаешь замечать эту "несовременность" манеры
изложения и целиком погружаешься в переживания острейших коллизий,
которыми так богата древняя история христианской церкви и которые
так ярко сумел донести до нас автор книги.
Настоящее издание рассчитано не только на узкий
круг специалистов, но и на всех, кто сегодня проявляет живой интерес
к истории религии и церкви. Среди этой последней категории читателей
могут быть и люди, мало знакомые с христианской религиозно-церковной
терминологией, которой широко пользуется автор книги. Учитывая это,
редакция сочла необходимым дать краткие подстрочные примечания
разъяснительного характера. В отличие от авторских примечаний,
помеченных цифрами, редакционные - помечены звездочкой.
|