@
Святитель Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский пришел в Константинополь из восточных стран в разгар иконоборческой ереси, при императоре Константине VI (780–797). За свою преданость Православию он был изгнан иконоборцами из отчего края. В то время одним из высших сановников.
При императорском дворе был святой, Тарасий, тогда еще мирянин, впоследствии Патриарх Константинопольский (784–806), занимавший должность сенатора. Благочестивый муж Феофилакт (греч. – Богохранимый), будучи верным христианином чуждым всяких соблазнов и ересей, подружился со святым Тарасием.
В 787 году святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, созвал в Никее VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь.
Надо полагать, святой Феофилакт был одним из участников Собора, вместе со своим другом святым Михаилом, будущим епископом Синадским († 821; память 23 мая). Зная о высокой духовности, стремлении и готовности к иноческой жизни святого Феофилакта, святитель Тарасий благословил его принять монашество. Вместе с ним принял монашество и святой Михаил Синадский. Оба инока были посланы святителем Тарасием в новосооруженный монастырь на берегу Черного моря. Здесь они подвизались, следуя строгим правилам пустынножительства, в посте и молитве, богомыслии и иноческих трудах. Оба столь преуспели в духовном подвиге, что стяжали у Господа дар чудотворений.
Однажды, во время жатвы, стоял сильный зной и люди изнемогали от великой жажды. Святой Феофилакт вместе со своим другом святым Михаилом помолились Богу и испросили у Господа особую милость: пустой медный сосуд стал источать воду в количестве достаточном для потребностей. Чудо это было подобно ветхозаветным чудесам, когда Бог извел воду из камня (Исх. 17:6) или когда сухие кости стали источником животворной воды для умиравшего от жажды Сампсона (Суд. 15:19).
После того, как святые Феофилакт и Михаил просияли добродетельным житием своим и укрепили вверенный их попечению монастырь, Патриарх Тарасий, который знал о многих их достоинствах по прежней дружбе и высоко ценил их способности к духовному водительству паствой, посвятил обоих в епископский сан. Святой Михаил был послан епископом в Синад, а святой Феофилакт поставлен епископом в Никомидии.
Возглавляя Никомидийскую Церковь, святитель Феофилакт проявил исключительную заботу о спасении вверенной ему паствы. Он построил несколько храмов, больниц и странноприимных домов, ежедневно творил неисчетную милостыню нуждающимся. Святитель Феофилакт участливо опекал сирот, вдов и больных. Он сам служил больным, немощным, калекам; обходя богадельни и улицы города с сосудом теплой воды, святитель Феофилакт своими руками омывал раны страждущих, не гнушаясь даже прокаженных.
Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813–820), иконоборческая ересь вспыхнула с новой силой. Преемник святителя Тарасия Патриарх Константинопольский святой Никифор (806–815; † 828; память 2 июня) созвал верных Православию и преданных ему епископов: Емилиана Кизикского, Евфимия Сардийского, Иосифа Фессалоникийского, Евдоксия Амморийского, Михаила Синадского и святителя Феофилакта Никомидийского.
Святитель Феофилакт вместе с этими епископами и Патриархом Никифором отправились к императору Льву Армянину, которого долго увещевали отвратиться от ереси, покаяться и прекратить гонение на православных, почитающих иконы. Император остался глух к доводам святых отцов, обличавших ересь. Когда же он высказал свое враждебное к Православию отношение, святитель Феофилакт предсказал императору: «Я знаю, что, оскорбляя Божие долготерпение и пренебрегая своим спасением, ты противишься древнему преданию святых отцов и смущаешь Церковь. Но, подобно буре, настигнет тебя внезапно лютая пагуба.
Впоследствии это пророчество сбылось. Лев Армянин, преисполнившись ярости, осудил епископов на заточение в различные места: святого Патриарха Никифора – на остров Проконнис (в Мраморном море), святителя Михаила Синадского – в Евдокиаду, других в иные места, а святителя Феофилакта в приморский город Стровул в Карий (юго-западная область Малой Азии). Там святитель Феофилакт провел в утеснении и скорбях остальное время своей жизни, около тридцати лет, и преставился ко Господу 8 марта (около 842–845).
При императрице Феодоре (842–855) иконоборчество потерпело поражение и Православие восторжествовало. Честное тело святителя Феофилакта с надлежащими почестями было перенесено из места изгнания в Никомидию и положено в созданном им храме.
Святой мученик Кодрат и иже с ним: Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент, Дионисий (другой), Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Папий, Леонид и мученицы Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора и иные многие пострадали в III веке. Во время гонения на христиан некая благочестивая женщина по имени Руфина бежала из Коринфа в горы, спасаясь от преследований. Там она родила младенца Кодрата и вскоре после родов скончалась. Промыслом Божиим младенец был чудесным образом спасен. Будучи уже взрослым, Кодрат встретил христиан, которые просветили его светом истинной веры. Молодой Кодрат научился грамоте, а позже изучил врачебное искусство и достиг в нем большого преуспеяния. Но более всего святой Кодрат любил пустынное безмолвие и много времени проводил в горах, предаваясь молитве и богомыслию. Прошло много лет. В пустыню к святому часто приходили друзья и последователи, чтобы слушать его наставления. Среди них были святые Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и многие другие.
Однажды по приказу императора Декия (249–251) в Коринф прибыл военачальник Иасон, жестокий гонитель христиан. Святой Кодрат был схвачен вместе со своими друзьями и брошен в темницу. На допросах Иасон чаще всего обращался к святому Кодрату, как старшему по возрасту. Без боязни отвечал святой на вопросы и мужественно исповедовал свою веру во Христа Спасителя. Несмотря на мучительные пытки, святой Кодрат находил в себе силы поддерживать других, убеждал их не страшиться и твердо стоять за веру. Ободряемые его стойкостью, все остальные христиане также мужественно переносили истязания. Не добившись ни от кого отречения, Иасон приказал бросить мучеников на растерзание зверям. Но звери не тронули святых. Тогда мучеников привязали за ноги к колесницам и из толпы бросали в них камни. Наконец, мучеников присудили к усечению мечом. На месте казни они попросили себе немного времени для молитвы. Помолившись Господу, святые исповедники Христовы один за другим стали подходить к палачу, склоняя голову перед занесенным мечом. Так приняли мученический венец святые Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и другие, неизвестные по имени.
Остальные ученики святого Кодрата также достойно засвидетельствовали свою веру во Христа Спасителя. Святой Дионисий (другой) был заколот ножом. Мученики Викторин, Виктор и Никифор были заживо раздроблены в огромной каменной ступе. Мученику Клавдию отрубили руки и ноги. Мученик Диодор бросился в приготовленный для него костер. Мученик Серафион обезглавлен. Мученики Папий и Леонид были утоплены в море.
Подражая мужчинам, на муки за Христа добровольно пошли и святые жены: Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина и иные многие. Святые мученики пострадали 10 марта 250 года (по другим данным, в 258 году).