@
В VIII веке окрестности Иерусалима подвергались частым нападениям кочевников сарацин.
На шестой седмице Великого поста сарацины внезапно ворвались ночью в Лавру преподобного Саввы Освященного и потребовали отдать им все ценности. В монастыре, однако, не было ничего, кроме скудных запасов пищи и ветхой одежды. Получив такой ответ, сарацины стали убивать иноков Лавры, поражая их стрелами из луков. Тринадцать человек было убито и многие ранены. Сарацины подожгли монашеские келлии и намеревались поджечь храм, но, увидев вдали множество людей и решив, что это войско, посланное из Иерусалима, поспешили удалиться. После бегства насильников отец Фома, искусный врач, оказал помощь раненым.
В Великий четверг, 20 марта 796 года, сарацины вновь напали на Лавру. Оставшиеся в живых были согнаны в храм и подверглись пыткам. От них добивались сведений о якобы спрятанных сокровищах. Варвары схватили блаженного Иоанна, совсем еще юного монаха, исполнявшего в обители послушание попечителя странников. Перерезав ему сухожилия и содрав кожу со спины, мученика умертвили, когда волокли его по камням с горы.
Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братии: «Не бойтесь, я выйду, а вы сидите и молчите». Его отвели в лаврский храм, где находились плененные монахи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа и отказались выдать священные сосуды. Тогда их перевели в пещеру, находившуюся в ограде монастыря, перед входом в которую развели костер. В пламя костра сарацины подбрасывали навоз, чтобы заключенные задыхались от смрадного дыма. Так погибло восемнадцать человек, в том числе преподобные Иоанн и Патрикий. Остальных сарацины продолжали истязать, однако, не добившись ничего, покинули монастырь.
Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах иноки вернулись в Лавру. Они снесли тела погибших в храм и в глубокой печали погребли их.
Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом, став жертвой внезапной болезни (вероятно, какой-то эпидемии).
Преподобный Иаков, епископ и исповедник с раннего возраста был увлечен высоким идеалом подвижнической жизни. Юношей оставил он мир и стал иноком Студийского монастыря. Эта прославленная обитель, из которой воссияло много святых подвижников, была в VIII–IX веках оплотом иконопочитания.
Сохранив душу «нескверной и неблазненной», «страсти воздержанием иссушив», кроткий, милостивый и братолюбивый инок, превосходно знавший Священное Писание, со временем был возведен на епископскую кафедру в городе Катаны в Сицилии.
Первым епископом, занимавшим эту кафедру, был святой Кирилл, ученик святого апостола Петра. Он превратил горькие воды источника в сладкие силою веры и молитвы и обратил этим чудом многих ко Христу. В глубокой старости почил святой епископ Катанский Кирилл (память 21 марта).
Святому Иакову Исповеднику, слово которого было «солию любве растворено», уготовал Господь в преклонных годах скорби и испытания. Во время царствования императора. иконоборца Константина V Копронима (741–745) святого Иакова принуждали к отказу от почитания святых икон. За непоколебимую преданность святой вере он был подвергнут многим мучениям. Его морили голодом и томили жаждой, истязали. Святой епископ Иаков скончался в изгнании и заточении. Позднейшее предание смешало святого епископа Иакова с блаженным Иаковом, учеником преподобного Феодора Студита, также пострадавшим за почитание святых икон, – однако блаженный Иаков епископом не был.