@
Святой мученик Иоанн Воин жил в IV веке. Он служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361–363). Некоторые источники сообщают, что святой Иоанн был воином в полке таифалов – скифского племени, следовательно, он мог быть славянином. Однажды император послал в одну область отряд воинов во главе со святым Иоанном для преследования и гонения христиан. Святой Иоанн был тайным христианином и, пользуясь своим положением, оказывал гонимым всевозможную помощь: предупреждал об опасности, укрывал, устраивал побеги, посещал темницы и утешал страждущих, помогал деньгами. Когда Юлиан Отступник узнал о деятельности святого, он приказал немедленно привести его в Константинополь. По дороге стражники обращались со святым Иоанном как с государственным преступником, избивали его и морили голодом. Когда святого привели в столицу, Юлиан Отступник был в походе против персов, и святой Иоанн был заключен в темницу до его возвращения. В течение нескольких месяцев он был закован в тяжелые цепи и претерпел немало лишений. Иногда мученик изнемогал душой, и его одолевали сомнения: стоит ли менять спокойную жизнь на такие страдания. Но в неизбежном искушении, в борьбе плоти и духа святой Иоанн находил поддержку в молитве. Господь укреплял святого мученика, и он радостно прославлял милосердие Творца.
После смерти Юлиана Отступника, убитого в походе, святой мученик Иоанн Воин был освобожден по приказу нового императора-христианина Иовиана (363–364). Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь служению Богу и людям. Все свое имение он употребил на пользу бедным, больным и страждущим, которые находили в святом Иоанне истинного утешителя и помощника. В чистоте и святости мученик Иоанн дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу. Он завещал совершить погребение своего тела на том месте, где погребали странников и нищих, которые всегда были близки его душе.
Со временем место погребения святого мученика Иоанна Воина было забыто. Однажды он явился в сонном видении благочестивой женщине и указал, где его могила. Святые мощи мученика были обретены нетленными. Господь прославил их чудотворениями. Позднее честные мощи мученика Иоанна Воина были положены в константинопольском храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (†98–117; память 8 мая).
На Руси имя святого мученика Иоанна Воина известно с давних пор. Он почитается как защитник обидимых, страждущих и покровитель воинов. По молитвам святого также обличаются воры и находятся украденные и утерянные вещи. Во многих местах нашего Отечества строились храмы во имя мученика Иоанна Воина. В XVIII веке в Москве также был храм его имени. Этот храм, расположенный на низком берегу реки Москвы, заливало водой во время половодья. В 1709 году по приказу Петра I началось строительство нового храма во имя мученика Иоанна Воина. Новый храм, построенный на возвышенном месте, был освящен в 1713 году. Он находился на Большой Якиманке (ныне улица Димитрова) и в то время был третьим высотным строением в Москве (после колокольни Ивана Великого и Сухаревой башни). Ныне церковь святого мученика Иоанна Воина – один из прекраснейших храмов Москвы, в нем находится чтимая икона святого мученика.
Святые апостолы от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник – ученики Христовы и ближайшие сотрудники двенадцати апостолов в благовестии Евангелия.
Святой апостол Сила был одним из начальствовавших между братиями в Иерусалимской Церкви. В числе ее посланников вместе с апостолами Павлом, Варнавой и Иудой он был отправлен в Антиохию для личного свидетельствования постановления Иерусалимского Собора 51 года. Иерусалимский Собор определил принятие Моисеева закона язычниками необязательным. Вместе с другими посланцами Иерусалимской Церкви апостол Сила выступил в Антиохии против лжеучения ревнителей Моисеева закона и тем успокоил волнение в Антиохийской Церкви.
Затем апостол Сила отправился сопровождать апостола Павла во втором его путешествии вместо святого Варнавы. Святые апостолы проповедовали Евангелие в Сирии и Киликии, дошли до Дервии и Листры, где к ним присоединился святой апостол Тимофей (†96; память 22 января). Теперь их путь лежал через Фригию и страну Галатийскую. Миновав Мисию, апостолы пришли в Троаду, откуда, по внушению Божию, вместе с апостолом и евангелистом Лукой (I; память 18 октября) проповедники отправились в Македонию через Самофракию и Неаполь. В первом городе Македонии Филиппах святому апостолу Силе пришлось пострадать вместе с апостолом Павлом, который исцелил одержимую прорицательным духом служанку. Хозяева этой женщины, лишившись дохода от ее прорицаний, схватили святых апостолов и привели к князю, «клевещаще и глаголюще: сии человецы возмущают град наш.» На торгу воеводы сорвали одежды со святых апостолов, жестоко избили их палками и бросили в темницу, заковав ноги цепями. Ночью, во время молитвы, узы распались, и темничные двери открылись. Пораженный чудом, темничный сторож с трепетом припал к ногам апостолов Павла и Силы, умоляя их войти в его дом. Там святые апостолы крестили его со всем семейством. Через Амфиполь и Апполонию святые апостолы пришли в Фессалоники (Солунь), где многих обратили ко Христу. Иудеи восстановили против них язычников, и святые проповедники вынуждены были удалиться в Верию. Затем апостол Павел пошел дальше, а апостол Сила присоединился к нему позже в Коринфе, где они провели вместе полтора года. Апостол Сила обладал даром пророчества, назидания и утешения и, благодаря этому, оказывал большую помощь апостолу языков в деле проповедания евангельского учения. Апостол Павел поставил апостола Силу епископом в Коринфе, где и последовала его мирная кончина после праведных трудов на благо Христовой Церкви.
Во Втором послании апостола Павла к Коринфянам (1, 19) упоминаются Тимофей и Силуан.
Святой апостол Силуан был сотрудником святого апостола Петра, который через него отправил свое Первое послание к верующим, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1Пет.5:12). Затем, по преданию Восточной Церкви, он был епископом Солуня, где претерпел много мучений от язычников.
Святой апостол Крискент (или Криск) был спутником и учеником апостола Павла. Во втором послании к Тимофею (1Пет.4:10) говорится, что святой Крискент пошел в Галатию (область Малой Азии), где впоследствии стал епископом. В службе святым апостолам 30 июля его называют первопастырем галатийского Халкидона. После проповеди в Галатии апостол Крискент отправился в Галлию (ныне Франция), поставив в городе Виенне епископом своего ученика Захарию. Вернувшись в Галатию, святой апостол Крискент мученически скончался в правление императора Траяна (98–117).
Святой апостол Епенет, по слову апостола Павла, был «начатком в Ахаии» (Рим.16:5), т. е. в Греции. Возможно, что он родился в Греции. Апостол Павел поставил святого Епенета епископом Карфагена. В славянских Минеях о его кончине ничего не сообщается, в службе же говорится, что апостол Епенет скончался мученически «сообрази бо ся Христу», т. е., очевидно, был распят.
Святой апостол Андроник был родственником апостола Павла. Он уверовал во Христа вместе со своей супругой Юнией (Иунией) (Рим.16:7). Преподобный Никодим Святогорец об апостоле Андронике пишет: «Сей апостол Христов и мученик, как крылатый, облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния... Они оба многих язычников обратили к богопознанию, построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли Церковь Христову, изгоняли бесов и исцеляли недуги...» (совместная память 17 мая). Апостол Андроник был жителем Рима и, очевидно, разделял с апостолом Павлом его темничное заключение в этом городе. Позднее святой апостол Андроник стал епископом в Паннонии. Святые мощи мученически скончавшегося апостола Андроника были обретены в Константинополе в V веке вместе с мощами других мучеников, погребенных близ ворот и башни, называемых Евгениевыми (память обретения мощей святых мучеников «иже во Евгениевых» 22 февраля). О том, что среди открытых мощей есть мощи святого апостола Андроника, было открыто благочестивому клирику Николаю Каллиграфу. В XII веке император Андроник (1183–1185) на месте обретения святых мощей построил величественный храм, в котором, по молитве святого апостола Андроника и других мучеников, совершались чудесные исцеления больных.