@
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Колыбель русской иноческой жизни, Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, распространяла сияние великих духовных подвигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками Русского иноческого подвижничества. Их молитвенные подвиги воодушевили последующие поколения на великие духовные труды.
Эта обитель, по словам Киево-Печерского Патерика, была поставлена «слезами, пощением, молитвою́, бдением». Преподобный Антоний, говорит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и постом». В бытность преподобного Феодосия игуменом Лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины.
Приняв монастырь на свое попечение по благословению преподобного Антония преподобный Феодосий усугубил в нем воздержание, «великое пощение и молитвы со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходящий монастырский устав для устроения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосий избрал Студийский устав, который в дальнейшем. был заимствован у Киево-Печерской Лавры другими русскими монастырями.
В условиях строгой монастырской жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила сияли на Руси». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень, или одну сырую», – свидетельствует Киево-Печерский Патерик.
Большое внимание уделялось в обители послушанию: «Меньшие покорялись старшим и не смели говорить перед ними; но все делали с покорностью и с великим послушанием».
В обители царила истинно христианская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечается взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со стороны старших насельников, которые «научали меньших и утешали, как детей возлюбленных. Если брат впадал в какое-нибудь прегрешение, другие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно почалилась о том; посылали за ушедшим и, призвав его в монастырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. «Такие то были любящие, воздержные постники!» – восклицает инок Киево-Печерской обители преподобный Нестор Летописец.
Живя милостыней мира, монастырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку от Киево-Печерской Лавры преподобным Феодосием был построен странноприимный дом для нищих и больных, которым оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназначенного для заключенных в тюрьмах. Бывали случаи, когда милостыня оказывалась даже пойманным на попытке ограбления монастыря разбойникам, против которых в духе великой христианской любви не возбуждалось никакого преследования.
Из всех аскетических подвигов особое распространение среди иноков Киево-Печерской Лавры получило затворничество. Претерпевая великие искушения, подвижники выходили из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усердной непрестанной молитве и суровому посту. Среди преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, память которых Церковь празднует 28 августа, более половины прославились затворничеством и великим постничеством.
В число этих преподобных отцов входят иноки, совершавшие свой духовный подвиг в разные периоды времени – с XI по XV век. О каждом из них не сохранилось подробных житийных сведений, за исключением имени, времени несения подвига и указания о том, на какой стезе тот или иной инок нес духовные труды и подвиги. В общем списке празднуемых 28 августа преподобных отцов Киево-Печерских Церковь чтит память следующих подвижников: преподобный Феодосий Великоименитый (1074; память 3 мая, 14 августа и 2 сентября); Моисей, чудотворец (XIII-ХIV; память 28 июля); Лаврентий, Затворник (XIII-ХIV; память 20 января); Иларион Схимник (1066; память 21 октября); Пафнутий Затворник (XIII; память 15 февраля); Мартирий Диакон (ХIV; память 25 октября); Феодор, князь Острожский (ок. 1483; память 11 августа); Афанасий Затворник (XIII; память 2 декабря); Дионисий иеромонах, Затворник (XV, память 3 октября); Феофил, епископ Новгородский (ок. 1482; память 26 октября); Зинон Постник (ХIV; память 30 января); Григорий чудотворец (ХIV; память 8 января); Ипатий Целебник (XIV; память 31 марта); священномученик Лукиан (1243; память 15 октября); Иосиф Многоболезненный (XIV; память 14 апреля); Павел Послушливый (XIII; память 10 сентября); Сисой Схимник (XIII; память 6 июля); Нестор Некнижный (XIV; память 27 октября); Памва Затворник (1241; память 18 июля); Феодор Молчальник (XIII; память 17 февраля); Софроний Затворник (XIII; память 11 марта); Панкратий иеромонах, Затворник (ХIIІ; память 9 февраля); Анатолий Затворник (ХIII; память 3 июля); Аммон Затворник (XIII; память 4 октября); Мардарий Затворник (XIII; память 13 декабря); Пиор Затворник (ХIIІ; память 4 октября); Мартирий Затворник (XIII-ХIV; память 25 октября); Руф Затворник (ХГѴ; память 8 апреля); Вениамин Затворник (XIV; память 13 октября); Кассиан Затворник (ХІII-ХIV; память 8 мая); Арсений Трудолюбивый (ХIV; память 8 мая); Евфимий Схимник (XIV; память 20 января); Тит Воин (XIV; память 27 февраля); Ахила Диакон (ХIV; память 4 января); Паисий (ХIV; память 19 июля); Меркурий Постник (ХIV; память 24 ноября); Макарий диакон (XIII-ХIV; память 19 января); Пимен Постник (XII; память 8 мая); Леонтий (память 18 июня) и Геронтий, Канонархи (ХIV; память 1 апреля); Захария Постник (XIII-ХIV; память 24 марта); Силуан Схимник (XIII-XIV; память 10 июня); Агафон чудотворец (ХIII – ХIV; память 20 февраля); Игнатий архимандрит (1435; память 20 декабря); Лонгин Вратарь (XIII-XIV; память 16 октября).