@
Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.
История написания этой иконы восходит к царствованию благочестивейшего самодержца Российского Алексея Михайловича Романова (1645–1676). В самом начале его правления, когда Россия залечивала раны Смутного времени и была теснима с запада Польшей, Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. По установившемуся обычаю он приехал за сбором пожертвований на обители Святой Горы. Наслышанный о великой святыне Иверона, чудотворной иконе Богородицы, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать сию святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для Государя точный её список. 13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с Государем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят Государем в военный поход. Хранимые Богоматерью русские дружины разбили поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI—XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья». Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 году? — Вот уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Ещё в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в митрополичьих палатах Чудова монастыря. После закрытия обители Вратарница вместе с другими ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах Государственного исторического музея. Ныне же согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем, афонская Иверская икона вновь станет доступной для поклонения православных. На этом можно было бы закончить повествование о великой святыне, вновь обретенной в стенах древней московской обители. Однако нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII века, способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий. «Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен,-то собравшись со всею братиею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы, ни длинной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая». Замечательно, что на древнейшей в России афонской Иверской иконе, находящейся ныне в Московком Новодевичьем монастыре, сохранился автограф писавшего её мастера. Над нижним полем можно видеть золотую надпись на греческом языке: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Под ней, прямо на выступе ковчега — другая греческая надпись киноварью: «Старанием и иждивением Пахомия и архимандрита Иверского. Лета 1648." Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись: «Вратарница Иверская», над правым Её плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу дерзкой рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.
Эти мученики жили ок. 250 г. в правление императора Деция и проконсула Востока Валериана. Св. Карп был сыном языческого жреца. Он уверовал во Христа, крестился и спустя некоторое время стал епископом Пергамской Церкви, основанной св. Иоанном Богословом. Папила происходил из Фиатиры. Наставленный в вере и крещенный Карпом, он был рукоположен в диакона и пребывал вместе с епископом и духовным отцом в Пергаме, чтобы проповедовать слово Божие. Они не пожелали подчиниться эдикту императора, который повелевал передать властям священные сосуды и одежды, поэтому были арестованы и приведены к проконсулу.
Перед Валерианом христиане бесстрашно исповедали Господа и объявили, что перенесут любые муки, но не отрекутся от Христа ради почитания безжизненных идолов. Уверенность Карпа и Папилы вызвала гнев проконсула. Он велел привязать их позади лошадей и заставил бежать перед своей колесницей от Фиатиры до Сард – расстояние примерно в шестьдесят километров. В Сардах их привязали к дыбе и с живых сняли кожу железными крючьями. Поскольку Карп улыбался во время пыток, изумленный правитель спросил о причине. Святой ответил: «Я увидел славу Господа и возрадовался!»
Агафодор, слуга Карпа, последовавший за ним, в это время получил уверение от Ангела в том, что и ему надлежит кровью исповедать Христа. Он приблизился к палачам и громким голосом заявил о вере в истинного Бога. Его тотчас схватили, подвесили на дыбе вместе с Папилой и Карпом и били розгами с такой жестокостью, что он отошел ко Господу.
Папилу привязали к четырем кольям большой высоты и били камнями. Бог защитил Своего слугу – он вышел невредимым из этого испытания. И вновь Папила предстал вместе с Карпом перед правителем. Тогда их протащили по колючему кустарнику, били по животам, после чего отдали на растерзание хищникам в амфитеатре. Но там – о чудо! – лев заговорил человеческим голосом, дабы упрекнуть в жестокости тех, кто истязал святых мучеников Христовых. Те заткнули себе уши, лишь бы не признать, что даже не имеющие разума звери исповедуют Христа. Затем они гвоздями прибили к ногам святых железные сандалии и бросили в пылающую печь. Посреди бушующих языков пламени Карп воскликнул: «Будь благословен, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостоивший меня, грешного, стать причастником Твоего наследия!».
В тот миг, когда души обоих мучеников отошли к Богу, христианка по имени Агафоника воскликнула: «И я тоже увидела славное торжество и желаю воссесть там, чтобы приобщиться к нему!». Несмотря на тщетные уговоры родных, напоминавших ей о долге по отношению к маленькому ребенку, она, отринув природную слабость своего пола, бросилась в огонь со словами: «Господи, помоги мне, ибо к Тебе я прибегаю!» Так ее душа отошла в Небесные чертоги, чтобы разделить райское блаженство со сподвижниками.