@
Мирское имя отца Гавриила - Годердзи Ургебадзе. Родился он 26 августа 1929 года в Тбилиси, в семье убежденного коммуниста. Отец рано скончался, и родные называли мальчика отцовским именем - Васико.
Уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: "Ты меня распяла, как Христа". Мальчику стало интересно, что это значит - "распять" и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: "Большего героизма, чем монашество, нет". Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг и была похоронена в монастыре Самтавро.
Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского - старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.
Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.
1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что "нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»". В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: "психопатическая личность, верит в Бога и ангелов". Ему выдали "белый билет".
Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.
В 1980-е годы поселился в монастыре Самтавро. В последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно - в его глазах светилась нежная любовь.
Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.
В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому.
Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль "закашлял и зачихал", но старец вдруг сказал: "Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся". И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: "Стреляйте в меня". Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.
Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины — через 17 лет.
22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи святого.
25 декабря 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов и Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви».
В миру князь Абашидзе Давид Ильич, родился в родовом имении Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губернии на Покров Пресвятой Богородицы 1 октября 1867 года. Он происходил из древнейших княжеских родов Грузии - по отцовской линии из князей Абашидзе, по материнской был в родстве с княжеским родом Багратуни.
С детства он был обучен танцам, искусству фехтования, верховой езде, с отличием окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета в Одессе в 1891 году. В том же году, неожиданно для близких, поступил в Киевскую духовную академию. На первом курсе академии, 16 ноября 1891 года, был пострижен в монашество с именем в честь святителя Димитрия Ростовского. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был рукоположен во иеромонаха.
16 августа 1896 года был назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию.
В 1897 году - инспектор Кутаисской духовной семинарии. В следующем году был переведен инспектором в Тифлисскую духовную семинарию, где в то время учился Иосиф Джугашвили, будущий глава СССР. Впоследствии в Тбилисском музее им. Ленина много лет хранился семинарский журнал за 1898-1899 с записью об Иосифе Джугашвили за подписью иеромонаха Димитрия: "Сделан был выговор. Посажен в карцер по распоряжению о. Ректора на пять часов".
13 января 1900 года был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской миссионерской духовной семинарии.
Архиерей в Грузии и Туркестане
23 апреля 1902 года был хиротонисан во епископа Алавердского и назначен сверхштатным членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. Хиротония совершалась в военном Александро-Невском соборе города Тифлиса экзархом Грузии Алексием и епископами Владикавказским Владимиром, Гурийско-Мингрельским Александром, Сухумским Арсением, Имеретинским Леонидом и Горийским Вениамином. При возведении в сан новопоставленный епископ говорил:
"Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь... Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются нечестие, лжеверие и неверие... И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия... Невозможное человеку – возможно Богу... Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения...".
С 4 ноября 1903 года - епископ Гурийско-Мингрельский.
С 16 апреля 1905 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 20 января 1906 года - епископ Туркестанский и Ташкентский.
Чувствуя приближение революционных шатаний, епископ Димитрий не оправдывал террористических актов в Грузии тех лет. Через год после хиротонии владыка Димитрий говорил в проповеди на панихиде в память убиенного террористами священника отца Георгия Василова: «Каждая капля проливаемой крови создаёт Церкви новых мучеников, готовит её новых членов. Не страшны мучения ни для Церкви, ни для России...». Впоследствии, узнав об убийстве экзарха Грузии Никона, епископ Димитрий отправил в Тифлис телеграмму: «...Глубоко потрясённый, спешу с братскими рыданиями припасть к славному, поистине священному гробу высокопреосвященного Никона... О, да будьте прокляты, и да исчезнут все тайные и явные враги нашего великого православного русского Отечества!».
На Юге России
С 25 июня 1912 года - епископ Таврический и Симферопольский.
С 1914 года - будучи в святительском сане участник Первой Мировой войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. 6 мая 1915 года был возведен в сан архиепископа и в тот же день, по его просьбе и с согласия Государя, назначен исполняющим обязанности штатного судового священника на линкоре «Св. Пантелеймон». В течении войны не редко бывал в бою. За проявленное мужество он получил редкую награду - панагию на Георгиевской ленте.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 года владыка Димитрий сыграл видную роль в защите патриаршества против против домыслов его противников, его имя числится в первом, «большом» списке кандидатов на патриарший престол. После падения Кремля, защищаемого юнкерами, архиепископ на Соборе говорил: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами...». В эту пору владыка Димитрий не последовал прочим архиереям-грузинам и не присоединился к Грузинской Церкви, самочинно объявившей свою автокефалию восстановленной.
Участвовал 19-24 мая 1919 года по Юго-Восточном церковном Соборе в Ставрополе, на котором было основано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России для пределов занятых Добровольческой армией генерала Деникина. По некоторым данным в 1919 году кратковременно пребывал за границей, но вскоре вернулся. В то время как с января 1920 года большинство архиереев юга России стали отбывать за море, архиепископ Димитрий остался. Генерал Врангель обратился с письмом к архиепископу Димитрию с предложением «озаботиться в ближайшие дни изысканием способов устройства высшей церковной власти». Архиепископ Димитрий 6 апреля прибыл в Севастополь и возглавил ВВЦУ в Крыму. По его инициативе в Крыму были объявлены «дни покаяния», к которым он пытался привлечь и красноармейцев. Архиепископ Димитрий обращался с пронзительным Посланием к православному русскому народу, где писал что: «Не по слабости только, но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился идолам... Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы...». Но всенародного покаяния не последовало, многим оно казалось смешным, а вскоре в ноябре 1920 года последнее белое сопротивление было сломлено.
Владыка Димитрий оказался единственным из работавших в ВВЦУ при Врангеле который по исходе Белой армии не эмигрировал. В Крыму начались массовые репрессии, тысячи людей были убиты, но архиепископ Димитрий остался жив.
В мае 1921 года архиепископ Димитрий поселился в Топловском женском монастыре под Феодосией, который уже тогда именовался трудовой артелью. Официально владыка отошёл от церковных дел, был уволен патриархом на покой, но в действительности продолжал деятельность. Владыка Димитрий несколько раз арестовывался, его судил трибунал, где ему ставились в вину телеграмма, отправленная им Колчаку; тысяча рублей, пожертвованная епархией Добровольческой армии; Послания ВВЦУ, под которыми стоит его подпись. Однако, владыка Димитрий был очень популярен в Крыму и власти отпустили его, но приказали покинуть пределы своей бывшей епархии.
Подвижничество в Киеве
Архиепископ направился в Киев где обосновался в Киево-Печерской Лавре. По воспоминаниям профессора Ивана Никодимова : «он ежедневно в священнической фелони и омофоре совершал богослужения. Глубокий старец, небольшого роста, он еще носил следы прежней красоты. Черные выразительные глаза выдавали в нем, несмотря на большую седую бороду и белые, как лунь, волосы, в прошлом темного брюнета.»
В 1923 владыке было 55, но окружающим он представлялся глубоким старцем. Уже тогда он почитался в Киеве как великий подвижник, молитвенник и духоносный старец, к которому за духовными советами стекались православные из России, Украины, Белоруссии, Грузии. По воспоминаниям архиепископа Чилийского Леонтия «Жил он не для себя, а для Бога, для Церкви и для людей. Ни один православный епископ, и даже некоторые из обновленцев, впоследствии принесших покаяние, не проезжали мимо его скромного жилища, чтобы не зайти для духовной беседы».
О жизни владыки в Киеве существуют обрывочные, яркие сведения. Так, в житии преподобного Алексия Голосеевского, старца-духовника Киево-Печерской Лавры, есть рассказ прихожанки Евдокии Сергеевны:
«В 1925-м, через 8 лет после захоронения о. Алексия, наместнику Лавры Архиепископу Димитрию (Абашидзе) во сне явился о. Алексий и просил перезахоронить его в другое место, ибо он плавает в воде...» Сон повторялся ещё два раза. «Архиепископ, видя, что это промысел Божий, и зная о. Алексия ещё в живых, решился идти к властям гражданским... Власти удивила решительность архиепископа. Конечно, для них сновидения не были причиной перезахоронения, и было отказано. Но тут сразу власти передумали и решили так: хорошо, разрешаем, только с условием, если окажется неправда, тут же все зачинщики будут арестованы и преданы суду... Владыка взял на себя ответственность, надеясь на милость Божию и молитвы о. Алексия... Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после литургии — панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду!» Гроб буквально всплыл на поверхность. «Страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались...».
В 1928 году, раздав своё имущество, включая драгоценную панагию и дав на какое-то время обет молчания, архиепископ принял великую схиму с наречением имени в честь Антония Печерского.
Ранней весной 1933 года схиархиепископ Антоний, два его келейника, отец Леонтий (Филиппович) и несколько человек из братии Киево-Печерской Лавры были арестованы. 13 марта того года в спецкорпусе Лукьяновской тюрьмы было заведено Дело № 3651 «По обвинению гр. Абашидзе А.И. в преступлении, предусмотренном ст.ст. 54-10 и 54-11 УК УССР». Его условно приговорили к 5 годам концлагеря, а потом освободили по постановлению ОСО при Коллегии ГПУ УССР. Больше чекисты его не трогали.
После освобождения схиархиепископ продолжал совершать тайные службы и рукоположения, о чем свидетельствует о. Леонтий (Филиппович), который в октябре 1930 года был по послушанию послан владыкой Антонием, своим духовным отцом, в Тбилиси. В то время в Грузии не было, по его словам, ни одной действующей церкви, ни одного священника, исполнявшего христианские требы. Отец Леонтий, не раз выполнявший поручения своего аввы, вспоминал: «Всюду у меня было много друзей и почитателей, как в городах, так и в селах, благодаря моему старцу, схиархиепископу Антонию».
В октябре 1937 были арестованы монахи давно уже закрытой Киево-Печерской лавры, был арестован и убит в Лукьяновской тюрьме экзарх Украины митрополит Киевский Константин (Дьяков). Одна из его родственниц видела владыку во сне, стоящим у свеженасыпанного могильного холма, митрополит сказал: «Здесь лежит моё тело». Кладбищенский сторож, к которому она решилась обратиться, оказался как раз тем могильщиком, кто зарывал останки митрополита. Схиархиепископ Антоний совершил тайное отпевание священномученика над могилой.
К предвоенному времени относится и воспоминание о старце монахини Сергии (Клименко), когда владыка жил на Кловском спуске, вблизи закрытой Лавры. «Был он такой чудесный, маленький, весь серебряный, с большими «восточными» глазами, глядевшими так приветливо и как-то молодо».
Вскоре после втрожения в пределы СССР, 19 сентября 1941 немецкие части вошли в Киев и вскоре в нижней чати Киево-Печерской Лавры – в Ближних и Дальних пещерах – разрешили вновь открыть монастырь. Владыка Антоний поселился в домике бывшего смотрителя Ближних пещер. Иван Никодимов пишет что «В этом домике для владыки была восстановлена уничтоженная во время советской власти церковка. Здесь схиархиепископ по праздникам и воскресеньям сам служил наедине, без посторонних богомольцев. Помогали ему в этих службах его домочадцы: пело несколько монахинь, которые обслуживали домик, и его секретарь иеромонах Димитрий... Немцы очень интересовались личностью схиархиепископа, и в маршруте их экскурсий по Лавре неизменно стояло посещение владыки Антония».
Схиархиепископ Антоний в 1942 рукоположил Феодосия (Бахметьева) во епископа Пинского. Возможно, это было последние его рукоположение.
Умирая, чувствуя приближение земного конца, владыка Антоний громко взывал к святителю Николаю и всем святым о помощи в предстоящем пути. Скончался владыка 1 ноября 1942 года и был погребен у входа в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.
Владыка любил повторять: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, а чтобы прощать». Он всю жизнь с любовью относился к царской семье, охотно и с чувством глубокой симпатии рассказывал о встречах с ней.
Верующие Киева почитают схиархиепископа Антония преподобным исповедником, великим подвижником, молитвенником и прозорливцем.
В 1991 году надгробие схиархиепископа Антония было восстановлено и гласит: «На сем месте покоится прах в Бозе почившего Схиархиепископа АНТОНИЯ (Абашидзе) 1857-I.XI.1942. В память вечную будет праведник». Ошибка в дате рождения появилась еще в 1933 году, когда более ранняя дата была записана в «анкете обвиняемого» владыки Антония.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 июня 2011 года был причислен к лику преподобных местночтимых святых Киевской епархии с памятью в день кончины 19 октября. 22 апреля 2012 года, в Фомину неделю, митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в лаврском храме преподобных Антония и Феодосия Печерских возглавил чин прославления.