@
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
/ Моли́твами апо́столов,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
/ Моли́твами Богоро́дицы,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.Преблагослове́нна еси́, Богоро́дице Де́во,/ Вопло́щшим бо ся из Тебе́ ад плени́ся,/ Ада́м воззва́ся,/ кля́тва потреби́ся,/ Е́ва свободи́ся,/ сме́рть умертви́ся, и мы ожи́хом./ Тем воспева́юще вопие́м:/ благослове́н Христо́с Бог,// благоволи́вый та́ко, сла́ва Тебе́.
Святой пророк Аввакум был восьмым из числа двенадцати малых пророков. Свое служение проходил в иудейском царстве; полное его молчание о израильском царстве дает основания догадке, что он пророчествовал уже по разрушении этого царства. Пророк говорит о нашествии халдеев, как о народе новом, которого иудеи еще не видели, но увидят его в своей земле да́же современники пророка. Значит, святой Аввакум пророчествовал до 606 года, когда халдеи в первый раз явились в Иудею при Иоакиме, сыне Иосии. Из пророков, впервые назвавших халдеев врагами иудеев, нам известен Аввакум; вероятно, он-то и разумеется в числе пророков, предсказавших иудейскому царю Манассии «такое зло, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4Цар.21:12). Несчастье это – разрушение Иерусали́ма и погибель Иуды.
По возвращении из ассирийского (Вавилонского) плена нечестивый царь Манассия раскаялся и обратился к Богу, но зло, посеянное им в первую половину его царствования, глубоко укоренилось в народе. «Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного» (Авв.1:3–4), – взывал пророк к Господу и спрашивал, доколе это будет продолжаться (Авв.1:2). Господь возвестил Своему избраннику, что за всеобщее нечестие скоро будет наказание через свирепых халдеев.
Но у него родилось новое недоумение – почему Бог попустил наказать евреев именно через халдеев, когда они виновнее евреев. Сам Бог выставил на вид их жестокость, наглую надменность и нечестивую гордость. Неужели Бог не может положить конец одному злу иначе, как посредством другого, еще большего зла? (Авв.1:12–17). В ответ пророк получает от Господа повеление записать нечто особенно важное, что непременно сбудется: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2:1–4). Этот общий приговор относится к халдеям, и далее пророк пять раз произносит «горе» по поводу их гибели и перечисляет их преступления (Авв.2:5–20).
Глубоко потрясенный сообщенным ему от Бога откровением о грозном суде, пророк Аввакум обращается к Богу с теплой молитвой. Святой молит праведного Судию, чтобы Он в откровении Своего гнева сначала над иудеями, а потом над их врагами, показал над первыми Свое милосердие.
В заключение от лица общества верующих пророк выражает перед Богом те чувства, которые возбудило в них откровение Божие.
Цель пророчества Аввакума – установить правильный взгляд на пути Промысла Божьего, поддержать и утешить верующих.
Слова пророчества: «идый приидет и не умедлит» (Авв.2:3) святой апостол Павел относит к Иисусу Христу, Который не умедлит воздать всем верующим в него (Евр. 10, 37). А изречение пророка: «праведник от веры жив будет» (Авв.2:4) святой апостол Павел берет текстом, на котором он основывает учение о благодатном оправдании верою, без дел закона (Гал.3:11; Евр.10:38). Значит, святой Аввакум пророчествовал, что в царстве Мессии для спасения требуется истинная, живая вера, а при ней Господь дарует оправдание и спасение. Замечательна общность выражения, не имеющая в виду прямо никого – ни еврея, ни халдея: кто бы ни был по происхождению, – имей правую веру, и будешь жив. Изречение это приложимо не только к отдельным личностям, но и к целым народам.
Язык книги отличается краткостью, точностью, живостью образов, возвышенной простотой, так что книга с литературной точки зрения прнадлежит к числу замечательных Библейских Писа́ний.
Мощи святого пророка Аввакума, как свидетельствует церковный историк V века Созомен, по Божественному откровению, данному в сонном видении Зевенну, епископу Елевферопольскому, были обретены в царствование императора Феодосия II Младшего (408–450) близ Елевферополя. Вскоре, подобным образом были обретены мощи святого пророка Михея (VIII в. до Рождества Христова, память 5 января и 14 августа).