@
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. Однажды его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног Ее склоненного в молитве Иоакима и услышал голос: «Довлеет Ми молитва твоя». В то же мгновение Ангел накрыл ребенка мантией епископа. Отец был потрясен, но забыл увиденное и вспомнил о нем только после кончины сына.
В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение.
21 ноября 1727 года, после окончания Духовной Академии, инок Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. А через год он был хиротонисан архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил (Заборовский). Необычайные способности молодого подвижника привлекли его внимание, и он поручил ему должность экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и переведен из Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. В том же году его назначили членом Киевской духовной консистории. Деятельность святого Иоасафа в консистории явилась для него хорошей школой: он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. Об этом свидетельствует его творение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными», а также слова, с которыми он обратился к своей сестре перед кончиной (у святителя было слабое здоровье): «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!»
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря в г. Лубны, с возведением в сан игумена. Он отдал все силы для благоустройства обители – в прошлом оплота Православия в борьбе с унией. В одном из храмов монастыря покоились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая), который в свидетельство о своем покровительстве несколько раз являлся новому игумену.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года святого вызвали в Москву и по распоряжению Святейшего Синода назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В обители преподобного Сергия святитель самоотверженно исполнял послушания Церкви (требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. На архиерейской кафедре святитель Иоасаф строго следил за соблюдением благочестия, нравственностью паствы, за правильностью совершения Богослужения, и состоянием храмов, ежегодно объезжал епархию. Однажды он увидел во сне, что в притворе какой-то церкви на груде мусора находится икона Пречистой Божией Матери и услышал голос: «Образ Мой предназначен быть источником благодати, а его выбросили в мусор!» Икону Пресвятой Богородицы, именуемую Песчанской, которую святитель нашел в Вознесенской церкви в предместье Города Изюма – Замостье, он приказал поставить в храме и долго молился перед ней. Как-то на собрании духовенства святитель заметил очень старого священника (130-ти лет) и из беседы с ним узнал, что причина томительного долголетия – нераскаянный грех: местный помещик опоздал к Литургии и заставил священника совершить ее вторично, что святыми канонами запрещено. После первого же возгласа священник услышал: «Не дерзай, проклят будешь!» В исступлении несчастный сказал: «Сам ты проклят!» – и продолжил Литургию. Святитель ужаснулся и сказал: «Ты проклял Ангела Хранителя святого места, которые всегда находятся в тех местах, где стоят церкви, и это причина твоего долголетия». Святитель взял походную церковь и отправился с покаявшимся священником в поле, на место бывшей церкви, благословил его отслужить Литургию и во время ее совершения усердно молился, преклонив колени. По окончании Литургии священник прочитал после отпуста молитву праведного Симеона Богоприимца. Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Примиренный с Богом и совестью, старец припал к подножию престола и скончался.
Однажды в комнате одного священника святитель почувствовал неизъяснимый трепет. На полке между цветочными горшками он нашел в бумажке Святые запасные дары. Коленопреклоненно всю ночь он молился перед святыней, а утром лишил недостойного пастыря сана.
Святитель Иоасаф тщательно скрывал свою внутреннюю жизнь. Он стяжал благодатный молитвенный дар слез и при каждом бое часов читал молитву: «Буди благословен день и час, в оньже Господь наш Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада». Письма к матери свидетельствуют о нежности сердца архипастыря, перед строгостью которого трепетала вся епархия. Он покупал и сам колол дрова для бедных вдов и сирот. Тайно оказывал денежную помощь: в ночь на Рождество из-за болезни келейника сам разнес ее и, неузнанный, был избит своим привратником, которого простил, одарил, но заставил молчать. Постоянно кормил бедняков, посылал пищу заключенным в тюрьмах.
В июле 1754 года святитель в последний раз посетил родительский дом. Выйдя из экипажа, поклонился отцу в ноги. Узнав, что храм, строившийся родственниками, не завершен, он заставил брата поспешить и достроить придел. Распорядился, чтобы просфоры выпекали только из белой муки. Затем посетил Мгарский монастырь и отправился в обратный путь, но до кафедрального города не доехал. Изнемогая от болезни, святитель Иоасаф остановился в загородном архиерейском имении Грайворон. На смертном ложе он предсказал своему келейнику Василию, что он будет диаконом, а священником не станет. Так и случилось. После соборования, исповеди и причащения Святых Христовых Таин 10 декабря 1754 года святитель Иоасаф скончался. Тело почившего привезли в Белгород, плач и рыдания народа заглушали пение. После епископа осталось только 70 копеек. Хоронили его на средства архиерейского дома. Преосвященный Иоанн Переяславский задержался и прибыл только в феврале, а святитель Иоасаф лежал в открытом гробу до погребения, и тление не коснулось его. Похоронили святителя в Троицком соборе 23 февраля. Через два года его святые мощи были обнаружены нетленными. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при римском императоре Максимине (305–313). Мина – образованный и красноречивый афинянин, тайный христианин, – был послан императором в Александрию для укрощения смут, возникших между язычниками и христианами. Максимин повелел изгнать из города христиан и содействовать почитанию языческих богов. Но святой Мина, прибыв в Александрию, разрешил свободно исповедовать каждому свою веру и тем прекратил волнения, сам же он стал открыто проповедовать Христа.
Святой Мина получил от Бога дар исцелять болезни. Божественной силой он излечивал калек и тем привлек к себе язычников. Император, узнав об этом, направил для расправы над «изменником» знатного и уважаемого управителя Ермогена, тоже афинянина. Речь святого Мины на суде об Истинном Боге и пагубности идолопоклонства поразила Ермогена. Но он боялся царского гнева, и потому приказал пытать его. Святому Мине выкололи глаза, отрезали ступни ног и язык, с голеней содрали кожу и бросили в темницу. Спаситель явился мученику и исцелил его. Мучители были поражены, когда перед ними предстал святой Мина без малейших следов истязаний. Ермоген увидел рядом с мучеником двух светлых юношей с крыльями, держащих над его головой венец, и воскликнул: «Велик Бог христианский». Он хотел поклониться и испросить прощение у святого Мины, но тот остановил его словами: «Господь не только простит тебя, но и впишет в Книгу Жизни – Книгу бессмертия». Тогда Ермоген и множество язычников приняли святое Крещение. Через несколько дней святой Ермоген был поставлен епископом Города Александрии. Он раздал бедным все свое имущество и ревностно принялся за проповедь Слова Божия, разрушая идольские капища и воздвигая церкви. Народ следовал за святыми Миной и Ермогеном. Узнав обо всем этом, разъяренный император сам явился в Александрию во главе десятитысячного войска. Жестоко расправился он с проповедниками Христовыми. Святому Ермогену отсекли руки и ноги и бросили в реку, а святого Мину подвесили в темнице так, чтобы разошлись суставы рук и ног. Святые Ангелы по велению Божию пришли на помощь страдальцам за имя Его.
На следующий день император собрал на площади народ и стал хулить имя Господне. Вдруг, как бы ожив из мертвых, на площади предстали невредимыми святые мученики Мина и Ермоген. Раздался единый возглас: «Воистинну велик Бог христианский». Один из александрийских вельмож, по имени Евграф, писатель, сведущий в науках и секретарь святого Мины, вышел на середину площади и, перекрестившись, сказал императору: «Пойми, напрасно ты стараешься победить христиан, для них умереть за Христа великая радость, ибо они приобретают Жизнь Вечную, а быть с царем идолопоклонником равносильно вечной смерти». Максимин в гневе выхватил меч и рассек святого Евграфа. Мучеников Мину и Ермогена он назвал чародеями и приказал отрубить им головы. Святые перед смертью молили Бога о даровании мира христианству и о том, чтобы всякий, просящий у них помощи в молитвах, получал ее. Святой Мина просил императора, чтобы тело его было погребено в Византии. Но император приказал тела святых мучеников в железном ковчеге бросить в море. С помощью Божией ковчег не утонул, но достиг берегов Византии. Об этом в видении было открыто Византийскому епископу. Когда он с клиром пришел на берег моря, то увидел двух светоносных ангелов, несущих ковчег. С благоговением епископ принял святые мощи мучеников и укрыл их в тайном месте. После смерти императора Максимина мощи святых мучеников были торжественно погребены у городской стены.
Святой император Иустиниан (527–565) построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. В IX веке при императоре Василии Македонянине (867–886) святые мощи были обретены военачальником Маркианом. Тогда же, в IX веке, святой Иосиф Песнописец (†883, память 4 апреля) составил канон в честь святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа.