@
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 г. в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых в с. Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой Кронштадтский священник, ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 5–10 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым». Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призвал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год. Он говорил: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую». Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления – Божественную литургию. Отец Иоанн совершал Литургию каждый день. «Христос Спаситель установил таинство Причащения, чтобы очистить нас огнем Своего Божества, искоренить грех, сообщить нам Свою святость и правду, сделать нас достойными рая и радости неизреченной». Когда отец Иоанн молился, казалось, он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. Он умолял, упрашивал и даже настаивал, словно, схватившись за ризу Христову, был готов не выпустить ее из рук, пока не будет услышан. По его молитвам стали происходить чудотворения, и слухи о них распространялись в Кронштадте и Петербурге; их стали публиковать и обсуждать в печати. Люди тянулись к нему сначала десятками, затем сотнями и тысячами. На исповеди, длившиеся по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Андреевский собор вмещал 7 тысяч и всегда был переполнен. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел отец Иоанн, не было ни у кого. Сила слова отца Иоанна излилась в его замечательной книге – духовном дневнике «Моя жизнь во Христе». Не только со всей России, но и из Европы, Индии, Америки присылали ему тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве. Отец Иоанн говорил: «Я не ищу и не искал славы, она сама идет ко мне. Воздаю славу тому, Кто сказал: Я прославлю прославляющих меня». Вместе со всем русским народом чтил отца Иоанна и император Александр III, который перед своей кончиной призвал батюшку к себе в Ливадию. Отец Иоанн позже говорил: «Я мертвых воскрешал, а батюшку-царя не мог у Господа вымолить. Да будет на все его святая воля».
9 декабря 1908 г. отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 г. Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге.
Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года. Память празднуется 20 декабря (2 января).
Священномученик Игнатий Богоносец родился в Сирии. Детство его прошло в последние годы земной жизни Господа Иисуса Христа. По церковному преданию, он был тем отроком, которого Иисус Христос взял на руки и сказал: «Если не обратитесь, не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).
Святитель Игнатий был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова († нач. II в., память 8 мая, 26 сентября). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Святой Игнатий... воспитывался под руководством апостолов, неразлучно находился при них и был их соучастником во всем». Именно они вдохнули в юношу мужество, твердость духа, пламенную любовь к Господу Иисусу Христу, Спасителю, Около 67 года скончался первый епископ Антиохийской Церкви святой Евод, апостол от 70-ти (память 7 сентября). Его преемником был избран святитель Игнатий. Он принял и рукоположение от апостола Петра.
Святитель Игнатий ревностно трудился во славу Божию, воспитывая вверенных ему словесных овец стада Христова. Управляя Антиохийской Церковью около 40 лет, он утверждал в вере новообращенных, воодушевлял и ободрял малодушных и неопытных, предостерегал и защищал паству от еретиков и лжеучителей. Сам он, по словам святителя Иоанна Златоуста, явил в своем лице все достоинства епископа, «имел все добродетели, какие только возможны для людей – был и праведен, и благочестив, и воздержан, и трезвен, и целомудрен, и кроток» («Похвальное слово святому Игнатию»), После видения Ангелов, воспевавших песнь Святой Троице на двух противоположных сторонах попеременно, святитель Игнатий Богоносец установил в церковной службе такое же антифонное пение (пение попеременно на два лика или хора).
В 106 году римский император Траян (98–117) одержал победу над даками. В благодарность он приказал принести языческим Богам жертвы, а христиан, которые откажутся это сделать, предавать смерти. Во время начавшегося гонения святитель Игнатий укреплял души своих пасомых. При новом походе на восток, путь императора лежал через Антиохию, где ему указали на святителя Игнатия Богоносца как на руководителя христиан и их главную опору.
В 107 году святитель Игнатий предстал перед судом Траяна, мужественно исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа, отверг предлагаемые ему почести и решительно отказался прекратить христианскую проповедь. По приговору императора Траяна святитель был осужден к смертной казни через растерзание зверями на арене цирка в Риме. Святой Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Он горел желанием мученической смертью подтвердить свою любовь к Распятому. Антиохийские христиане с великой скорбью провожали своего епископа, закованного в тяжелые кандалы. Некоторые из антиохийцев последовали за ним в Рим и стали очевидцами его мученической кончины.
Корабль, на котором везли под стражей святого узника, остановился в Смирне, где святитель Игнатий встретился со своим другом – епископом Смирнским Поликарпом. Христиане малоазийских Церквей через своих посланников выражали ему свою любовь. Они стремились защитить его, но он умолял не препятствовать ему предстать пред лицем Христа в венце мученика. По пути в Рим святитель в наставление и утешение христиан написал шесть посланий: к Ефесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Филадельфийцам, к Смирнянам и к святителю Поликарпу. Особенное внимание уделял святитель Игнатий учению о единстве Церкви, Носительницы Благодати Божией и главному оплоту от еретических лжеучений. Понятие «Кафолическая» Церковь (по-славянски – соборная), впервые данное святителем Игнатием, было введено впоследствии в Символ веры . В посланиях к Филадельфийцам и святителю Поликарпу Смирнскому ясно выразилось одно из важнейших положений в экклезиологии святителя Игнатия. Он пишет, что главным признаком Истинной Церкви является установленная в ней Богом иерархия: «Кто Божий и Иисус Христов, тот с епископом, и кто, покаявшись, приступит к единению Церкви, тот будет Божий, дабы жить по духу Иисуса Христа» (гл. 2, ст. 2). «Без епископа никто не делай ничего, касающегося Церкви. Где будет епископ, там должен быть и народ. Священство есть высшее из всех благ, которыми пользуются люди».
Послания святого священномученика Игнатия Богоносца имели большое влияние на творения отцов Церкви. На них ссылались святители Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Киприан Карфагенский, Кирилл Иерусалимский, Ириней Лионский и преподобные Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин.
В Троаде святитель Игнатий был утешен радостной вестью, что гонение на христиан в Антиохийской Церкви прекратилось. Он отправил послание к Римским христианам, где убеждал их не предпринимать ничего в его защиту и просил их молитв, чтобы Господь укрепил в подвиге за Христа. Он писал: «Его ищу, за нас умершего, его желаю, за нас воскресшего...»
20 декабря́ 107 года, предстоя на арене римского цирка, святитель Игнатий обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовию к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть ему чистым хлебом». До последнего мгновения своей жизни священномученик Игнатий не переставал призывать имя Господа Иисуса Христа.
Когда святой мученик был растерзан, сердце его оказалось нетронутым львами. Язычники рассекли сердце святителя и были изумлены, увидев в нем буквенно изображенное имя Иисуса Христа, отчего священномученик и получил наименование Богоносец.
В ночь после казни святитель явился многим христианам во сне, утешая и укрепляя их на подвиг. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви святого Климента, Папы Римского.