@
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан (†27 декабря, ок. 34 г.) родом был из евреев, проживавших в еллинских странах. Савл, впоследствии великий апостол Павел (†ок. 67 г.; память 29 июня), был его дальний родственник. После Пятидесятницы святые апостолы посвятили святого Стефана вместе с другими шестью избранниками в диаконы (служители). Святой Стефан, как муж, «исполненный веры и духа Святого» (Деян.6:5), был поставлен старшим, поэтому его называют архидиаконом. По благодати Божией он творил много знамений и чудес; подобно старейшим апостолам, святой архидиакон возлагал руки на больных и исцелял их. Святой Стефан не только служил в трапезах, но и смело и убедительно проповедовал Святое Евангелие и успешно вел прения о вере в синагогах. Иудейские законоучители, побеждаемые архидиаконом в спорах, оклеветали его перед синедрионом и первосвященником. Они призвали ложных свидетелей, утверждавших, что святой Стефан произносит хулы на Бога и пророка Моисея. На суде архидиакон Стефан в своей пламенной речи изложил историю еврейского народа, смело обвинил иудеев в гонениях на пророков и в казни Мессии.
Во время речи святой Стефан увидел отверстым Небо и Господа Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Когда он сказал об этом собравшимся, они повлекли его на убиение. Святого привели в Иосафатову долину, лежащую между Иерусалимом и Елеоном, к Кедронскому потоку, по берегам которого было множество камней. Там и пролилась кровь его за Евангельское учение: святого разъяренная толпа иудеев побила камнями.
Святой Стефан, подражая Господу Иисусу Христу, на коленях молился за своих мучителей: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Страдания его видела Божия Матерь. Она стояла вдали, на возвышении, со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась об укреплении мученика в терпении. Избиение произошло 27 декабря, архидиакону Стефану было немногим более 30 лет. Тело святого первомученика сутки лежало непогребенным, и только на следующую ночь известный еврейский учитель Гамалиил с сыном Авивом тайно взял его и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба приняли христианство.
Празднование памяти первомученика Стефана началось еще в апостольские времена. В IV веке император Константин Великий (324–337) построил в его честь храм в Константинополе. Отцы Церкви – святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, блаженный Августин и другие – говорили в память первомученика Стефана беседы и поучения.
Святые мощи его были открыты близ Иерусалима в декабре 415 года и перенесены в Иерусалим. Около 428 года сестра императора Феодосия II (380–450), Пульхерия, перенесла их в Константинополь и положила в церкви святого архидиакона Лаврентия (память 10 августа), а затем – в основанном ею храме в честь первомученика Стефана.
Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана празднуется 4 января и 27 декабря, обретение святых мощей – 15 сентября, перенесение их – 2 августа. В Троице-Сергиевой Лавре хранится десница первомученика.
Преподобный Феодор исповедник и брат его исповедник Феофан Начертанные родились в Иерусалиме от родителей-христиан. Старшим был Феодор. Он с раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Вместе с младшим братом Феофаном (память 24 октября) он был отдан на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы. Оба брата приняли иночество; святой Феодор был возведен в сан пресвитера.
Когда император-иконоборец Лев V Армянин (813–820), изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава (811–813), стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты православия. Прибыв в византийскую столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.
При следующих императорах, Михаиле II (820–829) и особенно при яром иконоборце Феофиле (829–842), обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны. Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи – 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о "сосудах суеверного заблуждения". Отсюда утвердившееся за святыми братьями наименование Начертанных. Перед пыткой святого Феодора городской епарх просил один лишь раз причаститься вместе с иконоборцами, – за это им обещали свободу. Но святой мученик ответил: "Это всё равно, как бы вы сказали: "Мы только отрубим тебе голову, а потом иди, куда хочешь". После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался ок. 840 года. Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси и скончался в сане епископа Никейского. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия. Мощи преподобномученика Феодора были перенесены в Халкидон, где от них совершались исцеления.