@
Последний из известных нам ветхозаветных пророков, почему святые отцы называют его «печатью пророков». «Некоторые утверждали, – говорит святитель Кирилл Александрийский (†444; память 18 января и 9 июня), – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело и отправлял в израильском народе должность пророка; но сего вымсла не надо принимать. Ангелом Малахия назван глазным образом, по значению своего имени (Малахия – посланник Божий, евр.), а частию, вероятно, и потому, что возвещал израильтянам Божественные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника (Мал. 2,7).
По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая). Святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой.
Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками.
Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым (Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников па за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути.
Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» (Мал. 3,5).
Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле (Мал. 2,17). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6).
В Новом Завете книга святого пророка Малахии цитируется неоднократно, как книга пророческая и Богодухновенная, всем известная и признанная за каноническую (Мф.11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 17; Рим. 9, 13).
Из святоотеческих толкований на книгу святого пророка Малахии известны толкования преподобного Ефрема Сирина. блаженного Иеронима, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Феодорита (имеются переводы на русский язык).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и, по преданию, был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа.
Родился во второй половине III века в Кесарии Каппадокийской, в христианской семье. Достигнув юношеского возраста он был взят в войско и получил чин сотника, так как отличался храбростью и силой.
С воцарением императора Ликиния (307–324) усилились гонения на христиан.
В Кесарию, как и в другие города Римской империи, был дослан указ о запрещении христианства: отвергавшие поклонение идолам подвергались смертной казни, а имущество казненных отдавали доносителям.
Сотни жителей Кесарии были убиты, многие, спасаясь от гонения, бросали свои дома и скрывались за пределами города.
Святой мученик Гордий отказался от своего воинского звания и ушел в добровольное изгнание. Он поселился в пещере на горе Хорив, где подвизался в посте и молитве. В то время правитель Кесарии, желая привлечь к язычеству горожан, назначил торжественное празднество в честь Бога войны Марса; в городском цирке были устроены состязания наездников. Толпы народа, в том числе много христиан, собрались на них.
Узнав о языческом празднестве, святой Гордий вышел из своего уединения и появился в цирке. Своим видом (оборванный, изможденный, с большой бородой) он обратил на себя всеобщее внимание. Поднявшись на возвышение, святой Гордий обратился с пламенной проповедью о Христе Спасителе, бесстрашно обличал языческое зловерие.
Схваченный воинами и подведенный к правителю Кесарии, находившемуся в цирке, святой Гордий не убоялся его жестоких угроз, отверг и льстивые посулы правителя.
Окружившие святого тайные христиане, из сострадания к нему, пытались уговорить его отречься от Господа на словах, а в сердце сохранять веру в Христа. Но святой Гордий: преодолел этот соблазн и напомнил слова Спасителя: «кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). Затем святой Гордий вновь громогласно исповедал. Христа как Воплотившееся Слово Божие и, осенив себя крестным знамением, подошел к палачу. С просветленным и радостным ликом святой Гордий принял мученический венец через усекновение честной главы.