@
Священномученик Феопемпт, епископ Никомидийский, и мученик Феона-волхв
Пострадали в Никомидии в 303 году, во время гонений на христиан, воздвигнутых императором Диоклетианом. Вторым и третьим указами Диоклетиана, принятыми в 303 году, предписывалось пытать и казнить христиан, отказавшихся принести жертвы перед статуями языческих богов. В Никомидии, где была резиденция Диоклетиана, император принимал непосредственное участие в жестоких казнях. Когда епископа Никомидийского Феопемпта поставили перед статуей Аполлона и сам император приказал ему поклониться идолу, святитель бесстрашно отверг идолопоклонство, твердо исповедуя веру Христову. По приказу Диоклетиана епископа бросили в раскаленную печь, но он, помощью Божией, остался жив. Смущенный силой, как он полагал, христианского волшебства, Диоклетиан приказал бросить святителя Феопемпта в темницу и держать его без пищи и питья. Господу было угодно, чтобы мученик остался жив, несмотря на 22 дня сурового заточения. Тогда по зову Диоклетиана пришел известный волхв Феона, чтобы разрушить одно «волшебство» другим.
Феона показал силу своего чародейства: от его слова распался на две части свирепый вол.
Восхищенный император приказал привести из темницы святого Феопемпта и просил Феону приступить к делу. Феона объявил, что он использует два безотказных способа умертвить Феопемпта; если же тот уцелеет, то Феона готов уверовать в Бога христианского.
Святитель Феопемпт призвал на помощь силу Божию и спокойно съел предложенный ему чародеем отравленный хлеб, а затем выпил отравленную воду. К удивлению присутствовавших он остался невредим. Потрясенный Феона пал к ногам епископа и исповедал веру во Христа. Диоклетиан велел ввергнуть в темницу и святого Феопемпта, и Феону. Ночью в темнице святитель Феопемпт крестил Феону и нарек ему имя Синесий (т. е. исполненный разума), так как он познал веру в Истинного Бога.
На следующий день император пытался уговорить святого Феопемпта принять языческое лжеверие, обещая ему почести главного волхва. Убедившись в непреклонности святого мученика, император приказал его обезглавить. Казнь святого Феопемпта не устрашила Феону, он также отверг угрозы и посулы Диоклетиана. Феона был живым закопан в глубокий ров, приняв мученический венец. Это произошло в Никомидии в 303 году.
Преподобная Синклитикия
Родилась около 270 года в Александрии, куда переселились из Македонии ее благочестивые и знатные родители. Многие юноши, очарованные красотой Синклитикии, искали ее руки, но тщетно: в ее душе таилось желание иной, духовной жизни, сердце ее пламенело любовью ко Господу. Не о нарядах и увеселениях, а об угождении Богу заботилась святая дева. Она очищала и украшала свою душу постом и делами милосердия, а утешение находила в усердной молитве.
По смерти родителей святая Синклитикия все имущество свое раздала бедным. Взяв с собой слепую сестру, полюбившую уединение, она поселилась в склепе на могиле своего родственника. Пригласив пресвитера, преподобная приняла иноческий постриг.
В первые годы подвижнической жизни святая Синклитикия превзошла многих, но скрывала свои подвиги. Вкушая лишь хлеб с водой, преподобная соразмеряла строгость поста с состоянием души и тела. Когда воздвигалась против нее брань врага, она усугубляла пост, не пила воды, спала на голой земле.
Великая подвижница желала быть безвестной в своем уединении. Но Господь судил иначе. Добродетельная жизнь преподобной привлекла многих дев и жен, которые приходили к ней за назиданием. Святая долго одним молчанием отвечала на их просьбы, но, наконец, уступила настойчивости ревнующих о душевном спасении. Так образовалось при ней общежитие инокинь, и она была матерью-наставницей многих.
Подобно святому Антонию Великому, который явился основателем отшельнической жизни, святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен.
Духовная мудрость ее наставлений оказалась столь велика, что их записывали для назидания потомству. Вот некоторые из поучений преподобной Синклитикии.
«Много трудов и подвигов предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их радость. Желающие развести огонь сперва задыхаются от дыма и плачут, а потом достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами».
«Враг нападает сперва объедением, негою и любодеянием. Эти ветры дуют особенно на молодой возраст. Когда душа воздержала чрево, победила чистотою чувственные удовольствия, является гордость или сребролюбие; в уме являются мысли о первенстве, учении, дарованиях, заслугах. Отшельница, если придут к ней такие помыслы, пусть идет в киновию».
Заботы святой Синклитикии о вверившихся ей душах никогда не ослабевали. Одних она обращала к добру строгостью, других поддерживала материнской любовью.
В конце жизни, в 80-летнем возрасте, преподобная потерпела от искусителя то же, что претерпел некогда праведный Иов: все ее тело было истощено и покрыто струпьями. Святая безропотно переносила мучительную болезнь, сохраняя радостную приветливость. Так она страдала три года и шесть месяцев.
За три дня до смерти святая Синклитикия предсказала день и час своего разлучения с телом и открыла инокиням бывшее ей видение: святые Ангелы и лик светлых дев призывали ее в райские селения, В назначенный час блаженная преставилась ко Господу (†ок. 350).