@
Родился в Константинополе около 580 г. в благочестивой и знатной христианской семье. Он получил разностороннее светское образование, в совершенстве изучил философию и богословие. Отличаясь природным умом, преподобный Максим достиг высоких должностей при дворе императора Ираклия (611–641), был его секретарем и советником.
В начале VII века возникла ересь монофелитов. Монофелиты признавали за Христом одну волю и одно действие – Божеское, тогда как Православная Церковь учит, что Господь Иисус Христос имел одновременно Человеческую и Божественную волю, неслиянно соединенные в Едином Лице Богочеловека.
Распространению ереси монофелитов немало способствовал тот факт, что ее придерживались Патриарх Константинопольский Сергий I (610–638) и Патриарх Александрийский Кир (630–640), а также император Ираклий. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием издал указ под названием «Экфесис» – изложение веры, которым повелевалось всем подданным принять монофелитское исповедание веры.
Придворная жизнь и общение с еретиками стали непереносимы святому Максиму, и он, избегая соблазнов мира, удалился в Хрисопольский монастырь, где принял монашеский постриг. Своим смирением, кротостью, трудами на пользу обители он приобрел любовь братии и был избран игуменом, продолжая в этом звании несколько лет трудиться как простой монах.
В 633 году святитель Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский (634–644, память 11 марта), твердый защитник Православного исповедания, побудил преподобного Максима предпринять путешествие в Малую Азию и Северную Африку для борьбы с распространявшейся ересью монофелитов.
В Карфагене он имел в 645 году публичный диспут с монофелитом Пирром, Патриархом Константинопольским, над которым одержал полную победу, так что Пирр признал свое заблуждение и пожелал вручить письменное отречение от ереси Папе Римскому Феодору. В конце 645 года преподобный Максим прибыл в Рим и прожил здесь 8 лет. По инициативе преподобного Максима святой Мартин, Папа Римский (649–654), в 649 году созвал в Риме Латеранский Собор епископов, осудивший монофелитство как ересь и предавший анафеме его защитников.
Когда император Констанс II (641 – 668) узнал о решениях Собора, он приказал заключить в узы святого Мартина, Папу Римского, и преподобного Максима.
Над обоими состоялся в 653 году неправедный суд в Константинополе. Святой Мартин был осужден на ссылку в крымский город Херсонес (ныне окраина Севастополя), где скончался в 655 году (†16 сентября, память 14 апреля).
Преподобный Максим и ученик его, святой Анастасий, с великим мужеством исповедали на суде православный догмат о двух естествах и двух волях в единой ипостаси Богочеловека Христа. Ни уговоры, ни обещания высоких почестей, ни угрозы, ни жестокие пытки не смогли склонить святого к малейшему отступлению от Православия.
Святой Анастасий держался на суде с таким же мужеством, следуя примеру учителя. Обоих святых осудили на урезание языка и отсечение правой руки. Приведя приговор в исполнение, святых Максима и Анастасия влачили по городу на посмешище толпы.
Было приказано отправить обоих святых в дальнюю ссылку, но в разные места. По милости Божией над ними совершилось чудо: лишившись языка и правой руки, оба сохранили способность говорить и писать.
Святой Анастасий по дороге в ссылку преставился ко Господу.
Святой Максим был доставлен к месту ссылки в город Визию во Фракии. В 661 году его сослали в Колхиду (зап. Грузия). Перед смертью он был утешен явлением ему Спасителя, возвестившего о предстоящей кончине. С радостью отошел преподобный Максим в Небесные обители 13 апреля (по другим сведениям 13 августа) 662 года. Над могилой Святого по ночам чудесно возжигались три светильника и совершалось множество исцелений.
Жизнеописание преподобного Максима Исповедника составил другой его ученик, также по имени Анастасий.
VI Вселенский Собор в 680 году почтил память святого Максима Исповедника как великого борца и защитника Православия и предал анафеме монофелитскую ересь.
После смерти преподобного Максима в назидание верующим христианам остались его многочисленные экзегетические, догматические и аскетические труды: толкование молитвы Господней и объяснения трудных мест Священного Писания, схолии к сочинениям святителей Дионисия Ареопагита и Григория Богослова, объяснение Богослужения («Мистагогия»), изложение догматического диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам, а также особенно известные «Четыреста глав о любви». Память св. Максима Исповедника совершается Западной Церковью 13 августа. В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь.
(†ок. 303 – 305) родился в г. Никее в благочестивой семье состоятельных граждан Феодора и Флоренции. С детских лет отличаясь пламенной верой в Христа Спасителя, он своими молитвами, добротой и смирением получил дар чудотворения еще в отроческом возрасте. Уходя в школу, он брал с собой всякую еду и раздавал ее школьным товарищам-беднякам. Пока дети вкушали предложенную святым отроком пищу, он горячо молился перед Крестом, начертанным на восточных воротах города, а затем чудесным образом изводил воду из камня, поил ею детей, но запрещал им рассказывать об этом.
Когда матери святого Неофита в сонном видении явился голубь и человеческим голосом провещал о чуде, творимом ее сыном, потрясенная видением, Флоренция потеряла сознание. Домочадцы сочли ее умершей и стали оплакивать, но вернувшийся в это время домой святой Неофит исцелил мать.
Через некоторое время, руководимый велением свыше, святой отрок покинул родительский дом: следуя за путеводным голубем, он удалился на гору Олимп (Малая Азия). В пещере, где святой Неофит решил подвизаться отшельником, он застал льва и приказал ему освободить пещеру. Лев повиновался святому. Через год уединенного молитвенного подвига в пещере святой Неофит, предуведав близкую кончину своих родителей, возвратился в Никею. Похоронив родных и раздав имение нищим, святой Неофит вновь отправился в уединение, где пребывал до своего совершеннолетия.
В то время правитель Декий по приказу императора Домициана (284–305) начал гонение на христиан. По повелению Декия в Никее было назначено публичное празднество с жертвоприношением языческим богам.
Святой Неофит, руководимый свыше, безбоязненно прибыл в Никею, где стал обличать язычников в идолопоклонстве и укреплять христиан в их вере в Единого Бога, Творца и Промыслителя.
Декий, удивившись юному возрасту святого Неофита, пытался уговорить его поклониться языческим кумирам. Не достигнув успеха, Декий приказал подвергнуть святого Неофита жестоким пыткам: юноша был подвешен к столбу, ободран до костей железными когтями, затем брошен в раскаленную печь. Чудесно сохраненный силою Божией, он мужественно перенес все муки, продолжая твердо исповедовать веру в Господа Иисуса Христа.
По приказу Декия святого Неофита бросили на растерзание диким зверям, но ни медведь, ни медведица, выпущенные на арену цирка, не тронули юношу. Когда выпустили на арену голодного льва, за пять дней до того пойманного в пустыне, лев подполз к ногам Святого и стал лизать их. Узнав льва, который уступил ему некогда свою пещеру, святой Неофит приказал ему, не трогая никого, вернуться в нее. С устрашающим рычанием лев вырвался из цирка и убежал из города.
Разъяренный правитель, видя свое бессилие, приказал пронзить сердце святого мученика копием (†ок. 303–305).