@
Любимый ученик апостола Павла, родился в г. Листре Ликаонской области (юго-восточная часть Малой Азии). Отец его был язычником, эллином, известным своим нечестием и враждебностью к христианам. Мать же и бабушка, еврейки по происхождению, отличались праведной жизнью. Истинную веру блаженный Тимофей воспринял от своей матери, сохранившей честное вдовство после смерти мужа.
Когда святой апостол Павел вместе с апостолом Варнавою прибыл в Листру (Деян. 14, 5–6) и совершил там чудо исцеления хромого, многие язычники обратились в христианство, в том числе и мать святого Тимофея, Евниния, овдовевшая к тому времени. Она с радостью приняла в свой дом святого апостола Павла.
Увидев в юноше Тимофее кротость и расположенность к добру и прозрев в нем благодать Божию, апостол Павел поручил его попечению искусных учителей, которые ознакомили юношу со Священным Писанием и истинами христианской веры. Вскоре апостол Павел, побитый камнями по наущению иудеев, ушел из Листры.
Вновь прибыв в Листру через несколько лет, апостол Павел в лице святого Тимофея нашел прекрасно образованного, известного добродетельной жизнью ученика, которого взял с собой на благовестив Слова Божия
Вместе со своим учителем святой Тимофей проповедовал в Ефесе и Коринфе, в различных городах Македонии, Италии и Испании. Вот как об этом свидетельствует апостол Павел во 2-м Послании к Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, терпении, в гонениях, страданиях» (2Тим. 3,10–11). Во многих посланиях святой апостол Павел называет святого Тимофея своим братом. Святой Тимофей не превозносился этим и жил в смиренномудрии и строгом, иногда чрезмерном, соблюдении поста, так что учитель убеждал его впредь пить не одну воду, но ради частых недугов употреблять немного вина (1Тим. 5, 23).
Святой Тимофей был проницателен в рассуждении, быстр в ответах, искусно проповедовал Слово Божие, замечательно толковал Священное Писание. Видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, святой апостол Павел поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и, наконец, – епископом.
Во всей своей деятельности, несмотря на недуги и слабость тела, святой Тимофей обнаруживал величие духа. Достойно внимания, что он имел своим учителем также святого апостола Иоанна († нач.II в., память 26 сентября и 8 мая), возлюбленного ученика Христова, когда апостол Иоанн проповедовал в Ефесе. На епископской кафедре г. Ефеса святой Тимофей явился преемником апостола Иоанна, который был сослан на остров Патмос императором Домицианом (81–96). Здесь же, в Ефесе, спустя некоторое время, апостол Тимофей и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе. Видя однажды скверные, постыдные пляски идолопоклонников во время языческой процессии по городу, святой Тимофей открыто изобличил нечестие богопротивного зрелища. Идолопоклонники жестоко избили апостола, попирая его ногами, и замучили до смерти (†ок. 97).
Христиане погребли тело святого мученика за городом, на месте, называемом по-гречески Лион.
В IV веке честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция (337–361), были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и положены в церкви во имя Святых Апостолов, рядом с мощами святых апостолов Луки и Андрея Первозванного.
Первоначальное имя которого было Магундат, родился в Персии, в селении Раснуни. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, которому обучил и своего сына.
Когда пришла пора, юноша поступил на военную службу. В то время по всей Персии распространилась молва о славе и могуществе Животворящего Креста Господня. Святыня Креста Господня была захвачена персидским шахом Хозроем в Иерусалиме и вывезена в Персию, где находилась с 614 до 628 г. Крестное древо изумляло необычайными чудесами, так что многие говорили: «Бог христианский пришел в Персию». Прослышав об этом, юноша Магундат стал расспрашивать о земной жизни Спасителя. Знакомство с Евангельским повествованием затеплило в его душе огонь веры.
Когда полк, в котором служил Магундат, был послан на войну в Грецию и достиг христианского города Халкидона, юноша предпочел остаться жить с христианами в бедности и безвестности, нежели в богатстве и почете среди язычников Персии. Некоторое время Магундат жил в Иераполе (западная область Малой Азии), где был учеником у персахристианина, золотых дел мастера. Учитель рассказывал юноше о подвигах и жизни святых, изображенных на стенах церкви, куда они приходили молиться. Сердце Магундата воспламенилось любовью ко Христу, и он отправился в Иерусалим, чтобы принять там святое Крещение.
В Иерусалиме пресвитер великой церкви Воскресения Христова святой Илия по благословению святого Патриарха Модеста (614–628, 633–634) крестил Магундата с именем Анастасий. Блаженный Анастасий не только словами утверждал, но и кротким нравом обнаруживал, что желает иноческого звания. Пресвитер Илия отправил святого Анастасия в 620 году в один из иерусалимских монастырей. Под руководством настоятеля, мудрого старца, святой Анастасий получил наставление в иноческой жизни, научился греческому языку и пониманию Священных Книг. Блаженный Анастасий был ревностным иноком и охотно исполнял всякую монастырскую работу. Особенно он любил читать о страданиях святых исповедников Христовых, усердно моля Господа о том, чтобы ему самому сподобиться мученического венца.
После семи лет пребывания в монастыре, в канун светлого праздника Воскресения Христова, святому Анастасию во сне было видение светоносного мужа, который передал ему золотую чашу, наполненную вином, и сказал: «Возьми и пей». Это явилось для Святого знамением желаемой кончины. Святой Анастасий рассказал настоятелю о сонном видении. На другой день, приобщившись Святых Тайн во время Божественной литургии, святой Анастасий покинул монастырь. Он пришел в Кесарию Палестинскую, пробыл два дня в церкви Пречистой Богородицы и отправился поклониться в церковь святой и веехвальной мученицы Евфимии.
Кесарией в то время владели персы. Святой Анастасий увидел, как в доме одного перса занимались волшебством. Он стал с гневом пояснять, сколь противны Богу и вредны для людей чародейская хитрость и обольщение. Святой Анастасий убеждал персов обратиться ко Христу, поклоняться не тварному, видимому миру, а Создателю всего сущего – Единому Богу. Однако они не послушали его. Персидские воины, находившиеся неподалеку, думая, что святой Анастасий – лазутчик, схватили его и отправили к своему начальнику; тот повелел содержать святого под строгим присмотром в тюрьме.
В то время в Кесарию прибыл персидский хан Марзаван. Он захотел увидеть мученика и повелел привести его к себе на допрос. Святой Анастасий, три дня не принимавший пищи из рук тюремщиков, мужественно исповедал, что он, бывший маг и воин, оставил тьму идолопоклонства и стал христианином, обрел Истинный Свет, просвещающий и спасающий душу. Марзаван повелел возложить на святого железные цепи и отвести на каменотесные работы.
Угодник Божий с радостью переносил все труды ради имени Господа Иисуса Христа. Ночью, скованный с другим узником одной цепью, святой Анастасий молился не вставая, чтобы не разбудить своего напарника. Не один раз вызывал его к себе Марзаван, соблазняя, угрожая и истязая побоями. На уговоры Марзавана показать искусство волхвования святой Анастасий отвечал: «Сохрани меня Бог, я христианин и не хочу осквернять ни ума своего воспоминанием о волшебных хитростях, ни языка своего речью о них».
Настоятель монастыря, где постригся святой Анастасий, узнал о тяжких страданиях своего духовного сына и послал двух иноков с утешительным письмом, чтобы они тайно навещали его и ободряли.
Однажды один из соузников святого увидел двух Ангелов в блистающих одеждах, с золотою кадильницею, окруживших мученика и кадивших вокруг него. Тем временем Марзаван убедился, что ничем нельзя поколебать мученика, и отправил его к персидскому шаху Хозрою II (590–628). Святого Анастасия сопровождал один из иноков, присланных его духовным отцом.
По прибытии в Персию святой Анастасий был заключен в темницу в городе Вифсалии (Сергиополисе). Напрасно судьи пытались убедить Святого отречься от Христа, соблазняя его почестями, золотом и обещая сделать знатным сановником. На все это святой Анастасий отвечал: «Все это противно мне, как сор и нечистота. Могу ли я прельститься дарами царя временного и имеющего скоро погибнуть?»
Тогда шах Хозрой повелел предать святого еще более жестоким пыткам, В темнице его навещали и утешали тайные христиане, лобызая оковы и прося молиться за них. Спустя 15 дней шах осудил святого Анастасия на смерть вместе с другими узниками, числом около семидесяти, среди которых было много христиан.
Когда наступило утро, их вывели из темницы за город и там, на берегу реки, поодиночке удушили всех, спрашивая всякий раз святого Анастасия, что он выбирает – такую же смерть или отречение. После того как был убит святой Анастасий (†22 января 628), удавленный последним, палачи отрезали его голову и отнесли шаху. Тело святого было брошено на съедение псам, но ни один не прикоснулся к нему.
Инок, посланный из иерусалимского монастыря, подкупил стражу, взял тело и похоронил его в монастыре святого мученика Сергия. Впоследствии святые мощи преподобномученика Анастасия были перенесены в иерусалимскую обитель, где он начинал свой иноческий путь, оттуда – в Константинополь, а затем в Рим, где они хранятся доныне