@
Святитель Лев, епископ Катанский († ок. 780) родился в Равенне в знатной и благочестивой семье. Чистота сердца и духовный разум рано привели его на путь служения Церкви, на котором будущий святитель прошел все ступени, начиная от церковного строителя. После смерти Катанского епископа Савина, он был возведен на епископский престол в городе Катаны, расположенном близ огнедышащего вулкана Этны. Приняв сан епископа, святитель Лев взял на себя отеческую заботу о вверенной ему пастве. Он заботился о сиротах, нищих, вдовицах и больных: одевал и питал их, а также молился об исцелении недужных. Милостивый пастырь своего духовного стада, Святитель, как истинный лев, был страшен бесам и их служителям.
В то время в Катанах жил волхв Илиодор, бывший прежде христианином, но отвергшийся от Христа и тайно научившийся волхвованию от некоего иудея. Принимая внешний вид христианина, Илиодор поражал народ ложными чудесами, вызывал привидения, внушал по своей злобе людям безумие и пагубные чувства и страсти. По донесению игемона Лукия он был вызван к царю Льву и сыну его Константину Багрянородному и осужден за волхвование на смертную казнь. Но волхв сумел скрыться от наказания. Святитель Христов Лев часто увещевал Илиодора отвергнуть свою злобу и обратиться ко Христу с покаянием, но ожесточенный волхв не только не исправлялся, но задумал однажды надсмеяться над Святителем. В день праздника, когда святитель Лев совершал в церкви Богослужение со всем своим причтом и предстоял перед народом, Илиодор лицемерно, как христианин, явился в храм и стал тайно волхвовать, заставляя народ шуметь и бесноваться. Ему пришла в голову дерзкая мысль подчинить себе самого епископа и его служителей, заставив их волхвованием прекратить Богослужение. Тогда святитель Лев, провидя духом его злое намерение, преклонил колени перед престолом Божиим, усердно помолился и, подойдя к чародею, обвязал ему шею своим омофором и вывел на площадь. Там он приказал принести множество дров и развести большой огонь и, держа чародея связанным своим омофором, вступил с ним в пылающий костер. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев возвратился невредимым в храм и закончил Богослужение.
Это чудо повергло всех в трепет: Святитель не только не был опален, но, по благодатному и спасительному действию Святого Духа, даже облачение его осталось невредимым. Великая слава о чуде прошла по всей земле, и цари, призвав к себе Святителя и припав к его ногам, просили его молиться за них. Святой угодник Божий совершил много других чудес: исцелял слепых, больных, изгонял бесов. Однажды он поверг своей молитвой идольское капище и сокрушил своим словом идолов.
В день погребения Святителя в Катаны прибыла одна знатная женщина из Сиракуз. Она много лет страдала кровотечением и уже не надеялась получить исцеление от врачей. Приближаясь к городу, больная услышала церковный звон и узнала, что святитель Лев преставился. С великой скорбью вошла она в храм, коснулась гроба Святителя и сразу исцелилась. Тело святителя Льва было положено в храме мученицы Лукии, созданном им самим, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь Святителя Мартина Милостивого, епископа Турского.
Преподобный Тимофей, пустынник VIII века, жил в тяжелое время гонения на святые иконы. Родом итальянец, он с ранней юности подвизался в монастыре «Символы» близ горы Олимп. Духовным руководителем преподобного Тимофея был архимандрит этого монастыря Феоктист, наставник преподобного Платона, исповедника Студийского (память 5 апреля) и родственника преподобного Феодора Студита (память 11 ноября), ревностного обличителя иконоборческой ереси. Преподобный Тимофей под опытным руководством игумена проводил жизнь в строгом воздержании и неустанной молитве. Много лет Преподобный скитался по пустыням и жил отшельником.
Достигнув высокого духовного совершенства, он получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Преподобный Тимофей был одним из ревностных защитников святых икон. По повелению императора-иконоборца Константина Копронима он был сослан в Тавриду на место нынешней Балаклавы. Скончался преподобный Тимофей, достигнув глубокой старости (†ок. 795),
Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323–331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.
Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся – устно и письменно – с этой ересью и твердо стоял за чистоту Православной веры.
В 325 году святым равноапостольным императором Константином Великим (306–337) в городе Никее был созван I Вселенский Собор. Первым председателем на нем был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор лишил сана и отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку во Фракию.
Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после оговора, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Святой Константин Великий к тому времени умер, и на престол вступил его сын Констанций (337–361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке также ревностно боролся за Православие. Ему не суждено было вернуться на родину: он скончался в городе Филиппах в 337 году.
Состоявшийся в 381 году в Константинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры , который так ревностно защищал святитель Евстафий. Арианское лжеучение было еще раз предано анафеме как ересь.
В 482 году мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего архиепископа-исповедника.
Святителя Евстафия чтили великие святители IV века: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и блаженный Иероним Стридонский. Известный церковный историк – епископ Феодорит Кирский – называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками Православия. Сочинения святителя Евстафия переведены на разные языки. На русском языке издано «Слово о трапезе в доме Лазаря и его сестер Марии и Марфы» (пер. Н. П. Кудрявцева, – «Богословский вестник», 1903, II, июль – август).