@
Святые священномученики епископы Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым). Они благовествовали Христа и запечатлели свою проповедь мученической смертью в городе, из которого впоследствии воссиял для Руси свет истинной веры. Святой равноапостольный князь Владимир, крестивший киевлян в 988 году, сам принял Святое Крещение в 987 году в Херсонесе.
Начало просвещения Тавриды (Крымского полуострова) верой Христовой положено, по преданию, святым апостолом Андреем Первозванным. Затем распространению здесь христианства способствовали его же гонители: римские императоры ссылали сюда исповедников Христа. Так, в царствование императора Траяна сослан был в Херсонес святой Климент, епископ Римский (память 25 ноября), ученик святого апостола Павла.
В 16-й год царствования императора Диоклитиана (301) Патриарх Иерусалимский послал в страну тавроскифскую, в город Херсонес епископов Ефрема и Василия. Мирно трудились они, насаждая Церковь Божию. Затем святой Ефрем отправился к скифам, жившим по Дунаю, где и принял от них мученическую кончину через усекновение честной главы. Это (год кончины неизвестен) было 7 марта.
Святой Василий продолжал в Херсонесе апостольские труды, обличая заблуждения идолопоклонников. Подвергшись поруганию и избиению, он был изгнан. Святой удалился на гору неподалеку от Херсонеса и жил в пещере. Изгнанный за имя Христово, он молил непрестанно Бога за изгнавших его.
В то время в Херсонесе умер юноша, единственный сын у одного из знатных горожан, и был погребен вне города. Наступила ночь, но родители не отходили от гроба. Во сне им явился умерший сын и слезно молил обратиться к святому Василию, жившему в пещере. Когда святой Василий, силою Божией освятив воду, возлил ее на умершего, призывая помощь Святой Троицы, мертвый юноша ожил. С почетом был святой Василий введен в город, многие уверовали и крестились.
Видя запустение своих капищ, диавол вошел в сердца обитавших в Херсонесе иудеев, и те вооружили против святителя Христова слепотствующий народ. Вооруженная толпа напала ночью на его дом, схватила его и, связав, влачила по улицам, пока, наконец, не забила до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено вне города, но звери не тронули его. Это произошло 7 марта 309 года. Останки святого христиане похоронили в пещере.
Один из учеников святого Василия отправился морем в страну Гелеспонтскую и встретил там трех епископов, выехавших из Иерусалима вместе с Василием и Ефремом: Евгения, Елпидия и Агафодора. Узнав об участи, постигшей святого Василия, они прославили Бога, увенчавшего его мученическим венцом, и решились сами ехать в Херсонес, чтобы продолжить святое дело просвещения язычников. В Херсонесе они с жертвенной самоотверженностью проповедовали Евангелие, но вскоре претерпели мученическую смерть (не позднее 311 года). Святых мучеников побили камнями. Тела их бросили за городской стеной без погребения, но христиане тайно взяли их и с благоговением предали честному погребению в той же пещере.
Через несколько лет, уже в царствование Константина Великого, из Иерусалима прибыл в Херсонес епископ Еферий. Язычники продолжали жестоко притеснять христиан, и он вынужден был отправиться в Константинополь, чтобы прибегнуть к покровительству императора, склонявшегося уже к принятию христианства. Благодаря этому христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения. Еферий мирно правил паствой, построил в Херсонесе храм. Скончался 7 марта на острове Алое на обратном пути из Константинополя, куда вторично ездил благодарить императора Константина VI за защиту христиан.
Оплакав кончину святителя, херсонесские христиане обратились к императору Константину с просьбой прислать им епископа. На место усопшего прислан был в Херсонес епископ Капитон. Радостно приняли его верные. Но и язычников собралось множество, которые просили от него чудесного знамения, чтобы уверовать в Бога. Твердо уповая на помощь Божию, епископ вошел в разложенный ими огонь, молился среди пламени и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горящих углей. Многих язычников это чудо обратило ко Христу. Святой Капитон несколько лет был епископом в Херсонесе. Однажды, на пути в Константинополь, он был застигнут бурей, прибившей корабль к берегу в устье Днепра. Местные жители-язычники ограбили корабль, захватили в плен спутников святителя, а его самого утопили. Он скончался мученически 21 декабря, но память его совершается вместе с другими Херсонесскими святителями, пострадавшими 7 марта.
Святитель Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский пришел в Константинополь из восточных стран в разгар иконоборческой ереси, при императоре Константине VI (780–797). За свою преданость Православию он был изгнан иконоборцами из отчего края. В то время одним из высших сановников.
При императорском дворе был святой, Тарасий, тогда еще мирянин, впоследствии Патриарх Константинопольский (784–806), занимавший должность сенатора. Благочестивый муж Феофилакт (греч. – Богохранимый), будучи верным христианином чуждым всяких соблазнов и ересей, подружился со святым Тарасием.
В 787 году святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, созвал в Никее VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь.
Надо полагать, святой Феофилакт был одним из участников Собора, вместе со своим другом святым Михаилом, будущим епископом Синадским († 821; память 23 мая). Зная о высокой духовности, стремлении и готовности к иноческой жизни святого Феофилакта, святитель Тарасий благословил его принять монашество. Вместе с ним принял монашество и святой Михаил Синадский. Оба инока были посланы святителем Тарасием в новосооруженный монастырь на берегу Черного моря. Здесь они подвизались, следуя строгим правилам пустынножительства, в посте и молитве, богомыслии и иноческих трудах. Оба столь преуспели в духовном подвиге, что стяжали у Господа дар чудотворений.
Однажды, во время жатвы, стоял сильный зной и люди изнемогали от великой жажды. Святой Феофилакт вместе со своим другом святым Михаилом помолились Богу и испросили у Господа особую милость: пустой медный сосуд стал источать воду в количестве достаточном для потребностей. Чудо это было подобно ветхозаветным чудесам, когда Бог извел воду из камня (Исх. 17:6) или когда сухие кости стали источником животворной воды для умиравшего от жажды Сампсона (Суд. 15:19).
После того, как святые Феофилакт и Михаил просияли добродетельным житием своим и укрепили вверенный их попечению монастырь, Патриарх Тарасий, который знал о многих их достоинствах по прежней дружбе и высоко ценил их способности к духовному водительству паствой, посвятил обоих в епископский сан. Святой Михаил был послан епископом в Синад, а святой Феофилакт поставлен епископом в Никомидии.
Возглавляя Никомидийскую Церковь, святитель Феофилакт проявил исключительную заботу о спасении вверенной ему паствы. Он построил несколько храмов, больниц и странноприимных домов, ежедневно творил неисчетную милостыню нуждающимся. Святитель Феофилакт участливо опекал сирот, вдов и больных. Он сам служил больным, немощным, калекам; обходя богадельни и улицы города с сосудом теплой воды, святитель Феофилакт своими руками омывал раны страждущих, не гнушаясь даже прокаженных.
Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813–820), иконоборческая ересь вспыхнула с новой силой. Преемник святителя Тарасия Патриарх Константинопольский святой Никифор (806–815; † 828; память 2 июня) созвал верных Православию и преданных ему епископов: Емилиана Кизикского, Евфимия Сардийского, Иосифа Фессалоникийского, Евдоксия Амморийского, Михаила Синадского и святителя Феофилакта Никомидийского.
Святитель Феофилакт вместе с этими епископами и Патриархом Никифором отправились к императору Льву Армянину, которого долго увещевали отвратиться от ереси, покаяться и прекратить гонение на православных, почитающих иконы. Император остался глух к доводам святых отцов, обличавших ересь. Когда же он высказал свое враждебное к Православию отношение, святитель Феофилакт предсказал императору: «Я знаю, что, оскорбляя Божие долготерпение и пренебрегая своим спасением, ты противишься древнему преданию святых отцов и смущаешь Церковь. Но, подобно буре, настигнет тебя внезапно лютая пагуба.
Впоследствии это пророчество сбылось. Лев Армянин, преисполнившись ярости, осудил епископов на заточение в различные места: святого Патриарха Никифора – на остров Проконнис (в Мраморном море), святителя Михаила Синадского – в Евдокиаду, других в иные места, а святителя Феофилакта в приморский город Стровул в Карий (юго-западная область Малой Азии). Там святитель Феофилакт провел в утеснении и скорбях остальное время своей жизни, около тридцати лет, и преставился ко Господу 8 марта (около 842–845).
При императрице Феодоре (842–855) иконоборчество потерпело поражение и Православие восторжествовало. Честное тело святителя Феофилакта с надлежащими почестями было перенесено из места изгнания в Никомидию и положено в созданном им храме.