@
Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский родился в Дамаске около 580 года от благочестивых родителей, которых звали Плинт и Мира. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Получив блестящее образование, он особенно преуспел в изучении философии, за что его стали называть «Премудрым». Стремясь к духовной мудрости, будущий святитель стал посещать различные монастыри и беседовать с пустынножителями. Так, он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом, став его духовным сыном и другом. Оба праведника вместе странствовали по разным обителям, записывая жития и поучения, которые составили их знаменитую книгу «Лимонарий» («Цветник», или «Луг духовный»), высоко оцененную Седьмым Вселенским Собором (787).
Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину, удалившись в Антиохию, а оттуда – Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В это время он принял монашеский постриг от Иоанна Мосха. После выздоровления святого Софрония оба праведника решили остаться в Александрии и были с любовью приняты Патриархом Иоанном Милостивым († 620), которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. Святой Софроний написал несколько житий, из которых особенно известны жития святых целителей-бессребреников Кира и Иоанна и житие преподобной Марии Египетской.
Шло время, и варвары стали угрожать Александрии. Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна Мосха направился в Константинополь, но по дороге святитель Иоанн умер (на острове Кипр). Тогда святые Иоанн Мосх и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим.
В Риме преподобный Иоанн Мосх скончался. Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия Великого.
После заключения мира между греками и персами в 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609–633). По смерти Патриарха Захарии в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633–634). После кончины святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний более десяти лет неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви (634–644). Он много боролся с ересями монофелитов и монофизитов.
В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. В 636 году Иерусалим был взят: изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота, с условием, что противник пощадит христианские святыни. Однако это обещание было нарушено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби о поругании великих христианских святынь.
До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также «Объяснение на Литургию», «Чинопоследование великого водоосвящения», «Трипеснцы» (не вошедшие в Триодь Постную), около 1000 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения Христова, «Послание к VI Вселенскому Собору» и другие.
Святителем Софронием пересмотрен и исправлен «Устав» монастыря преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря).
Преподобный Феофан Исповедник, Сигрианский родился в 760 году в Константинополе у благочестивых и знатных родителей Исаака (родственника императора Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима) и Феодотии. Исаак занимал при дворе почетные должности, был правителем острова на Эгейском море. Отец умер, когда мальчику, также названному Исааком, было 3 года. Опекуном Исаака стал сам император Константин V Копроним (741–775). Когда Исааку исполнилось 12 лет, его обручили с Мегало (в иночестве Ирина), дочерью патрикия Льва, приближенного императора Льва IV Хазара (775–780). В 18 лет Исаак женился на ней, но, по согласию с женой, хранил целомудрие. Император не любил девства. Чтобы отклонить Исаака от намерения удалиться в пустыню, он послал его с поручением в Кизик, потом определил его в свою гвардию. По пути в Кизик в Сигрианских горах (Малая Азия, в районе Мраморного моря) Исаак встретил прозорливого старца Григория по прозванию Стратигий. Старец открыл юноше, что императору жить осталось недолго, а после смерти императора он легко сможет исполнить свое благое намерение. Ирине он предрек, что ее муж будет удостоен мученического венца.
Первое предсказание преподобного Григория вскоре исполнилось. Исаак и жена его отпустили своих слуг и раздали все свое богатство. Жена стала монахиней в Пригипповой обители на одном из Принцевых островов в Мраморном море. В иночестве Ирина угодила Богу и получила дар исцелять болезни, о чем впоследствии поведал святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847; память 14 июня), писатель житий их обоих. Исаак же отправился к старцу Григорию Стратигию и был пострижен им в иноческий образ с именем Феофан (являющий Бога). Инок Феофан жил при старце довольно продолжительное время.
Впоследствии преподобный Феофан, по благословению старца Григория, основал монастырь на острове Колонимос, где затворился в келлии и занимался переписыванием книг, достигнув в этом деле большого искусства. Через некоторое время он устроил еще одну обитель в Сигрианских горах, в 30-ти верстах от Кизика, назвал ее Мегагрит (Великое Село) и был в ней игуменом 27 лет.
Преподобный Феофан, игумен Великого Села в Сигриане, присутствовал на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 году. Там, где многие красовались прекрасными одеждами, колесницами и конями, он появился на плохом осле и в заплатанном рубище. Все, кто знал его прежнюю жизнь, когда он был богат, знатен и близок к императору, умилялись, видя его в таком смирении и нищете.
За благочестивую добродетельную жизнь дана была ему от Господа благодать чудотворения. Он исцелял болезни и изгонял бесов. Однажды, плывя на корабле, преподобный Феофан утишил бурю. Достигнув возраста более пятидесяти лет, он заболел каменной болезнью и жестоко страдал. Хотя молитвой своей он исцелял других от болезни, но об исцелении своего недуга не просил, а все принимал от Господа с благодарением. В этой болезни и настало время исповеднической кончины по пророчеству прозорливого старца Григория, сказавшего некогда Ирине, что жених ее удостоится мученического венца.
В 813 году императором стал иконоборец Лев Армянин (813–820). Он изгнал с престола святого Патриарха Никифора (806–815), отправил в заточение преподобного Феодора Студита († 826: память 11 ноября) с его учениками. Церковный историк Георгий Кедрин пишет, что, когда святой Патриарх Константинопольский Никифор ехал морем в заточение и на корабле проезжал мимо той местности, где находилась обитель преподобного Феофана, они, узнав об этом прозорливыми духовными очами, поклонились друг другу, ибо обоим им предстояло пострадать за почитание святых икон.
В скором времени наступил черед и преподобного Феофана. Он был вызван императором Львом Армянином в Константинополь, и тот поначалу льстил ему, тщась лукавством пошатнуть истинную веру преподобного Феофана. Но, увидев неколебимую твердость, повелел сковать и заточить в темницу, а монастырь Мегагрит предать огню. Не победив веры словами, император хотел одолеть ее силой.
После двухлетнего заточения в Константинополе преподобный Феофан был сослан на Самофракийский остров в Эгейском море. Прожив на этом острове всего 23 дня, святой Феофан преставился ко Господу. Честное тело его было предано погребению и положено в деревянной раке. Бог прославил святого угодника знамениями Своей милости. Много больных, притекая с верой к раке преподобного Феофана, получали исцеление. После смерти нечестивого императора Льва Армянина обитель Мегагрит в Сигрианских горах была восстановлена и туда перенесены были мощи преподобного Феофана. Святой Феофан оставил после себя «Хронику» (М., 1884, в переводе В. Н. Оболенского и Ф. А. Терновского), в которой описал историю Христианской Церкви с 285 до 813 года (закончив труд, начатый его другом Георгием Синкеллом, который довел свою хронику от сотворения мира до 285 года).
Житие преподобного Феофана составил святитель Мефодий, Патриарх Константинопольский. Панегирик ему написал преподобный Феодор Студит. В нем, не скрывая неискушенности святого Феофана «в утонченной мудрости», преподобный Феодор Студит отмечает, что «чистотою сердца святой обрел благодать знания и превосходил разумом многих мнимых философов и грамматиков».