@
Святые апостолы от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим по рождению принадлежали греко-римскому миру и выросли в языческой среде; все трое были обращены в веру Христову «Апостолом языков» – Павлом. Все они стали сподвижниками апостола Павла и были казнены вместе с ним. Святой Аристарх – македонянин по происхождению, родился в г. Фессалоники (ныне г. Салоники в Греции); святой Пуд – римский сенатор; святой Трофим – грек, родом из Ефеса (восточное побережье Малой Азии).
Имя святого Аристарха несколько раз упоминается в Деяниях апостолов. При описании мятежа, поднятого среброчеканщиками Димитрием и другими (Деян. 19:24–40), он назван наряду с Гаием «спутником Павла». Вместе с ним он прошел через всю Македонию в Элладу (Деян. 20:1–4), где апостол Павел неустанно проповедовал и наставлял новообращенных, и откуда, вследствие козней местных иудеев, спровоцировавших возмущение в народе, Павел с учениками вынужден был уйти в Малую Азию (Деян. 20: 4); он присутствовал и при воскрешении Евтиха в Троаде (Деян. 20:9–12), и на поучении пресвитерам в Милите, городе на западном побережье Малой Азии (Деян. 20:18–35). Затем святой Аристарх последовал за апостолом Павлом в Иерусалим. Здесь иудеи составили заговор против святого апостола Павла, пытаясь его убить, но римский легат (тысяченачальник) Лисий под конвоем переправил апостола Павла в Кесарию Палестинскую (Деян. 23:23–33) (иначе Цезарея, город в Палестине на побережье Средиземного моря), где после предварительного расследования апостола Павла оставили под стражей, разрешив, однако, его близким, среди которых был и Аристарх, находиться при нем (Деян. 24:23). Святой Аристарх добровольно позволил заключить себя в узы, чтобы все время быть при апостоле Павле, о чем упоминает сам Павел в Послании к Колоссянам: «Приветствует вас и Аристарх, заключенный вместе со мной» (Кол. 4:10). Через два года состоялось вторичное разбирательство дела апостола Павла в присутствии иудейского царя Ирода Агриппы II (44–101; по другим источникам, 50–101), и дело снова было отложено. Чтобы избавить апостола Павла от преследования иудеев и самому избавиться от ответственности, правитель Иудеи Фест решил отправить его в Рим вместе с его спутниками, среди них был и святой Аристарх (Деян. 27:2). По прибытии в Рим святой апостол Павел, вероятно, вскоре посвятил Аристарха в епископы. Житие святого Аристарха повествует, что он был послан епископом в сирийский город Апамею на реке Оронте (в совр. Турции р. Эль-Аси). К концу многотрудного пребывания апостола Павла в Риме Аристарх вновь оказался рядом с первоапостолом, как явствует из Послания к Филимону (Флм. 1:23). Святой апостол Павел намеревался уже покинуть Рим и к зиме 67/ 68 года быть в Никополе (город в Греции на берегу Адриатического моря близи совр. города Превезы) (Тит. 3:12). Но летом 67 года два бывших раба, отпущенники Нерона (сам Нерон был в это время в Греции), предприняли розыск первоверховных апостолов. Вместе с ними были схвачены и претерпели мученическую кончину их ближайшие сподвижники, в том числе и святой Аристарх.
Апостол из 70-ти Пуд, римский сенатор, происходил из знаменитого патрицианского рода; он выделялся своими личными добродетелями и отличался благочестием. Когда в Рим пришел апостол Павел с проповедью Евангелия (Деян. 28:30–31), благая весть о Воскресении Господа из мертвых, прообразе нашего воскресения, поразила сенатора Пуда, одухотворила и наполнила новым глубочайшим смыслом его прежнее стремление к добродетели. Святой Пуд уверовал во Христа, принял Святое Крещение и стал исполнять заповеди Господни. Вспомним, как апостол Павел наставлял людей: «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим. 6:18–19). По такому правилу и стал поступать святой Пуд: он принял святых апостолов Петра и Павла в своем доме, где они были в относительной безопасности; вскоре его дом стал постоянным местом молитвенных собраний и богослужений, во время которых совершал литургию сам апостол Петр. Этот дом стали называть Пастырской церковью, ибо там служил Архипастырь Церкви Христовой. Летом 67 года святой Пуд был взят и предан смерти вместе с первоверховными апостолами.
Апостол от 70-ти Трофим был по происхождению грек из города Ефеса. По всей вероятности, он последовал за апостолом Павлом во время его третьего путешествия, присоединившись к нему в Ефесе, где апостол Павел проповедовал в течение двух лет в греческом училище некоего Тиранна, куда допускались все, «как иудеи, так и эллины» (Деян. 19:9–10). Впервые имя святого Трофима упоминается в рассказе о путешествии апостола Павла из Греции через Македонию в Троаду (Деян. 20:3–5). Вместе с апостолом Павлом святой Трофим проследовал через Малую Азию, а затем по морю в Тир и по Палестинскому побережью Средиземного моря, через Кесарию, в Иерусалим. Здесь, как было предсказано апостолу Павлу (Деян. 21:4; 21:10), иудеи сделали попытку ожесточить против него народ (Деян. 21:28–29). Возмущение закончилось заключением апостола Павла под стражу и отправкой его в Кесарию. Святой Трофим вместе с другими учениками следовал за ним. Впоследствии, когда апостол Павел был отправлен по морю в Рим, святой Трофим снова последовал за ним. Во время продолжительного путешествия они едва не погибли (Деян. 27:10–44). Апостол Трофим заболел, продолжать путь ему было невозможно – его оставили больного на острове Мелите (ныне о. Мальта) (Деян. 28:1–2; 2Тим. 4:20). Здесь он пребывал, вероятно, в доме правителя острова Публия, почитавшего апостола Павла (Деян. 28:7), до выздоровления. В Послании к Филимону апостол Трофим не упомянут, в это время он еще не успел присоединиться к апостолу Павлу. Но к 67-му году он уже был вновь рядом со своим учителем и наставником, с которым принял смерть и мученический венец.