@
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
/ Моли́твами апо́столов,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
/ Моли́твами Богоро́дицы,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.Преблагослове́нна еси́, Богоро́дице Де́во,/ Вопло́щшим бо ся из Тебе́ ад плени́ся,/ Ада́м воззва́ся,/ кля́тва потреби́ся,/ Е́ва свободи́ся,/ сме́рть умертви́ся, и мы ожи́хом./ Тем воспева́юще вопие́м:/ благослове́н Христо́с Бог,// благоволи́вый та́ко, сла́ва Тебе́.
Собор Московских святых – соборный праздник Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли, является переходящим и отмечается в первое воскресенье сентября. Празднование было установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода. Тогда же была написана икона Собора Московских святых.
Несколько лет назад для Троицкого собора Данилова монастыря в иконописных мастерских нашей святой обители была написана большая икона «Собор Московских святых» (работа Ларисы Смирновой и Елены Андрюшиной).
В Русской Церкви существует древняя традиция: любой более или менее крупный город обязательно имел своего небесного покровителя. Обычно это связано с тем, что первоначальное народное почитание святого начиналось в том месте, где он жил и совершал свои подвиги, постепенно к ним присоединялись и церковные власти, прежде всего местные, а затем иногда и центральные, в зависимости от того, как широко распространялся культ святого.
Рано получила своего небесного покровителя и Москва – им стал митрополит Петр, который был у истоков Московской государственности. В 1325 году, по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты, сына основателя нашей святой обители святого благоверного князя Даниила, митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение для всей Руси. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При его гробе нарекались и избирались русские Первосвятители. Первоначально он почитался как местночтимый святой, но уже через 13 лет после его кончины, в 1339 году, специальной грамотой Константинопольского Патриарха было провозглашено его общерусское почитание.
В XV веке о московских святых уже говорят во множественном числе. Помимо Петра, ими стали его преемники на митрополичьей кафедре: Киприан, Фотий и Иона, много сделавшие для возвышения Москвы. 5 октября 1596 года при царе Федоре Ивановиче первым русским Патриархом Иовом было установлено празднование Собора Московских святителей.
Каждая эпоха являла нам своих святых. Ныне Собор Московских святых поражает своим разнообразием – к нему принадлежат не только святители, но и мученики, страстотерпцы, преподобные, князья и княгини, монархи, блаженные (юродивые), дети-мученики и праведники из благочестивых мирян, новомученики, пострадавшие в прошлом веке от рук безбожной власти.
Имена одних святых широко известны, со всей страны люди едут поклониться их святым мощам, их житие и духовные подвиги хорошо известны всем, а о других прославленных святых верующие знают очень мало.
Московские святые – небесные покровители не только Москвы, но и всего Отечества нашего, каждого из нас, кто с верой и молитвой обращается к ним за помощью. Они укрепляют нас в мужестве стояния за православную веру и в отстаивании правды в трудных обстоятельствах, даруют исцеления и помощь.
Празднуя память Московских святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.