@
Священномученик Анфим, епископ Никомидийский, и с ним мученики Феофил диакон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горюний, Зинон, Домна дева и Евфимий пострадали за Христа в 302 году, во время гонения на христиан от императоров Диоклитиана и Максимиана.
Святой епископ Анфим управлял Никомидийской церковью в то тяжелое время гонений. Преследование христиан особенно усилилось после пожара, случившегося в никомидийском царском дворце, поскольку вину за этот несчастный случай возложили на христиан, обвинив их в поджоге. В одной только Никомидии в день Рождества Христова было сожжено в храме до 20 тысяч молящихся. Тогда многие христиане явили образец твердого исповедания веры и бестрепетно приняли муки за Христа. Так, святому диакону Феофилу были отрезаны уши, а затем он был побит камнями, святой Дорофей был усечен мечом, святой Мардоний сожжен, святой Мигдоний живым засыпан землей, святые Петр, Индис и Горгоний утоплены в море; святой Зинон, воин, смело обличавший царя Максимиана за его злочестие, был побит камнями и затем обезглавлен; Домна дева, бывшая жрица языческих богов, и святой Евфимий, погребавшие тела святых мучеников и мужественно исповедавшие веру во Христа, были усечены мечом.
Епископ Анфим в это время скрывался недалеко от Никомидии. Он рассылал оттуда увещания, укрепляя в своей пастве твердость веры и призывая христиан не страшиться мучений. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и представлено Максимиану. От диакона Феофила потребовали открыть местопребывание епископа, однако Феофил наотрез отказался предать святого Анфима. Тогда его подвергли пыткам и умертвили.
Узнав, наконец, где скрывается святой Анфим, Максимиан послал за ним отряд воинов, которые на пути встретили самого Анфима. На их вопрос, может ли он указать им, где скрывается епископ, неузнанный святой Анфим ответил утвердительно и привел их в свое жилище, оказав им теплое гостеприимство. После этого он открыл пораженным воинам, что он и есть тот, за кем они посланы. Потрясенные его самоотверженностью, воины советовали ему скрыться. Но святой Анфим не согласился. Соприкоснувшись с проявлением истинно христианского мужества, все воины просили святого совершить над ними таинство Крещения. Святой епископ Анфим был подвергнут истязаниям и, наконец, с радостью преклонил голову под меч. Тело его было тайно погребено христианами.
Был у святого Евфимия сосед и друг, преподобный Феоктист, с которым он соединился такою духовною любовью, что оба имели одну волю, одно стремление к Богу, один общий подвиг. Они передавали друг другу свои мысли, и каждый из них как бы заключен был в душе другого: чего бы один ни пожелал, к тому и другой стремился, как будто в двух телах была одна душа. Ежегодно после восьмого дня святых Богоявлений Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню Кутиллийскую и там пребывали до недели Цветоносной, тело изнуряя постом и трудами, душу же питая духовною пищею. Потом они возвращались каждый в свою келью с обильным богатством добродетелей, которое они и приносили Воскресшему Христу. Проживая, таким образом, в Фаранской лавре, преподобный Евфимий однажды вместе с блаженным Феоктистом в обычное время удалился в Кутиллийскую пустыню. Проходя по пустыне, они пришли к одному утесу, около которого был расположен дикий овраг, в глубине которого протекал поток; на север от потока, на утесе находилась пещера, в которой жили звери, и в которую можно было лишь с трудом пробраться по стене. Обрадовавшись, как будто место это было приуготовано им Самим Богом, они поселились там, питаясь растущими кругом травами и в лавру уже не возвратились.
По прошествии некоторого времени, когда Бог благоизволил явить преподобных для пользы верующих, то, по его устроению, некоторые пастухи из Лазарии привели стада свои к этому потоку. И когда они подняли взоры свои вверх на гору к пещере, то заметили неожиданно двух мужей, ходивших по утесу, и, испугавшись, обратились в бегство. Отцы же кротким голосом кричали им вслед:
– Не бойтесь, братия, не бойтесь: ибо и мы – люди, но ради грехов наших живем в этом месте.
Тогда пастухи, ободрившись, пришли к ним и вошли в пещеру; не найдя там ничего потребного для земной жизни, они изумились и потом возвратились домой, рассказав о преподобных своим домашним. после того к преподобным Евфимию и Феоктисту начали приходить жители Лазарии, принося им необходимое для житейских потребностей. Между тем и фаранские отцы, заметив, что преподобные не возвращаются, долгое время искали их по пустыне, пока не узнали, где они находятся, и, после того как нашли их, стали их часто посещать. Потом некоторые пожелали поселиться вместе с ними; первыми, пришедшими к преподобным Евфимию и Феоктисту и не возвратившимися в лавру, были Марин и Лука. Потом стали стекаться и другие, ибо слава о преподобном Евфимии в непродолжительное время распространилась повсюду, и многие стали стремиться узреть его и подвизаться под его руководством. Он же, принимая приходивших, поручал их руководству друга своего, блаженного Феоктиста, ибо сам возлюбил более всего уединение. В скором времени в пустыне была устроена киновия, а пещера была обращена в церковь.