@
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
/ Моли́твами апо́столов,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
/ Моли́твами Богоро́дицы,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших.В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.
Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.
И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.
Чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, находится в Успенском храме обители. Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.
История написания этой иконы восходит к царствованию благочестивейшего самодержца Российского Алексея Михайловича Романова (1645–1676). В самом начале его правления, когда Россия залечивала раны Смутного времени и была теснима с запада Польшей, Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря. По установившемуся обычаю он приехал за сбором пожертвований на обители Святой Горы. Наслышанный о великой святыне Иверона, чудотворной иконе Богородицы, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать сию святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для Государя точный её список. 13 октября 1648 года первый список афонской Иверской иконы был доставлен в Москву тремя святогорскими иноками: экклесиархом Пахомием, иеродиаконом Дамаскиным и келарем Игнатием. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с Государем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. В память пренесения Иверской иконы в Москву 13/26 ноября было установлено ежегодное празднование. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, потом — в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят Государем в военный поход. Хранимые Богоматерью русские дружины разбили поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил афонскую Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI—XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья». Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 году? — Вот уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Ещё в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в митрополичьих палатах Чудова монастыря. После закрытия обители Вратарница вместе с другими ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах Государственного исторического музея. Ныне же согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем, афонская Иверская икона вновь станет доступной для поклонения православных. На этом можно было бы закончить повествование о великой святыне, вновь обретенной в стенах древней московской обители. Однако нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII века, способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий. «Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен,-то собравшись со всею братиею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы, ни длинной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая». Замечательно, что на древнейшей в России афонской Иверской иконе, находящейся ныне в Московком Новодевичьем монастыре, сохранился автограф писавшего её мастера. Над нижним полем можно видеть золотую надпись на греческом языке: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Под ней, прямо на выступе ковчега — другая греческая надпись киноварью: «Старанием и иждивением Пахомия и архимандрита Иверского. Лета 1648." Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись: «Вратарница Иверская», над правым Её плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу дерзкой рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов.