@
Блаженный Терентий, благочестивый христианин, сочетался законным браком с единоверною Неониллою, и от сего брака родились у них семь детей: Савил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия, коих они воспитали в благочестии. Когда дети вместе с родителями были схвачены нечестивыми, и представлены на беззаконное судилище, то ясно исповедовали Христа и хулили идолов. За то они были повешены и мучимы строганием, причем раны их поливали крепким уксусом и прижигали огнем. Святые же с усердием молились и утешали друг друга. Бог не презрел их моления и послал святых Своих ангелов, которые освободили их от оков и подали исцеление их язвам. Видя святых внезапно освобожденными от оков и исцелившимися от ран, нечестивые ужасались. После этого святые были брошены на съедение зверям, но не испытали никакого зла, ибо звери, по Божию повелению, были кротки как овцы. Тогда они были брошены в котел с кипящею смолою, но тотчас огонь угас и котел охладился, а смола стала похожа на холодную воду. Видя, что муки вовсе не наносят вреда святым, злочестивые мучители мечом отсекли им головы
Святые приняли мученическую кончину в царствование Декия (249–251г.).
Св. Стефан родился ок. 725 г. в деревне Аль-Джулис, близ Аскалона (Ныне Ашкелон в Израиле). В девять лет он остался круглым сиротой и его взял на попечение дядя Захария – монах, живший поблизости от лавры Святого Саввы. Он воспитал мальчика в духе истинно христианской любви. Приняв постриг из рук Захарии, Стефан не расставался с наставником пятнадцать лет, повинуясь ему во всем, как Самому Христу.
Затем Захария покинул лавру и пребывал игуменом монастырей Кастелийского и Пещерного недолгое время до своей кончины. Стефан же исполнял различные послушания: два года был хлебопеком, три года принимал паломников в гостинице, затем, приняв сан диакона, в течение четырех лет исполнял обязанности канонарха во время богослужений. Затем Стефан удалился в келью, оставаясь при этом библиотекарем лавры. Так прожил он пять лет, проводя все время в молитве. По субботам и воскресеньям преподобный спускался в церковь, чтобы присоединиться к общей молитве. Тогда монахи спешили благоговейно его приветствовать, как если бы в его облике с Небес сходил Ангел Божий.
Обеспокоенный этими почестями и опасаясь искушения мирской славой, Стефан испросил у настоятеля благословения удалиться и жить отшельником, но тот отказал ему. Через некоторое время святой с той же просьбой обратился к патриарху Иерусалимскому Феодору (762–767) и сказал, что если не получит благословения на жизнь в затворе, то отправится в далекие края, удостоверившись в неподдельности его стремления к Господу, патриарх написал настоятелю, чтобы тот позволил Стефану прожить в безмолвии до Пасхи.
Стефан, которому в то время было тридцать два года, поселился в старой келье, к югу от лавры, и пребывал там в молитве. Со дня памяти прп. Антония [17 янв.] до Великого Четверга его искушали бесы. Вернувшись в монастырь ради богослужений Страстной Седмицы, он с огорчением убедился, что монахи относятся к нему с еще большим почтением и благоговением.
Тогда он вернулся в свою пустынь. Сразу его осадили сонмы бесов, внушавших отказаться от воздержания и даже пытавшихся сбросить на него скалу. В этом уединении прп. Стефан провел остаток дней, упражняясь в непрестанной молитве и занимаясь ручным трудом – плетением веревок, чтобы отогнать уныние.
Трижды в год он удалялся в пустыню, расположенную на пути к Мертвому морю, в подражание прп. Евфимию [20 ян.] и отцам былых времен. Подвижник не брал с собой ничего, кроме одежды на плечах, топорика, которым срезал росшие в пустыне травы себе в пищу, и увенчанного железным крестом посоха. В уединении он избегал встреч с людьми, если только к нему не приходили испросить совета о спасении души. Непрестанно предстоя пред Богом, сосредоточенный и исполненный покаянного духа, он отважно отражал натиск злых духов и приобрел таким образом опыт духовной брани. Ослабленный постоянным постом, он совершал бесчисленные земные поклоны, пока не падал на землю в изнеможении. Однажды, истощив телесные силы в крайней степени, он в видении возвысился над своей смертной природой и исполнился радости духовной. С этого времени прп. Стефан возобновил духовную брань, не снисходя к телесной слабости.
Через пятнадцать лет подвижник согласился принять нескольких учеников, которых поселил в пустыне недалеко от своей кельи. Уходя дальше в пустыню, он брал с собой некоторых из них. Святой овладел наукой духовного руководства и угадывал тайные помыслы учеников, даже когда их не было рядом, и воодушевлял их на брань с бесами.
Когда ему было пятьдесят три года, перед ним предстал уже много лет подвизавшийся в монашестве Мартирий, родом из Герасы, который давно уже искал старца, достигшего истинной добродетели. Стефан дал ему приют в одной из келий неподалеку от той, где некогда жил прп. Иоанн Безмолвник [3 дек.], и часто навещал его, чтобы побеседовать на духовные темы. По совету Мартирия он отказался от намерения окончательно удалиться в безлюдную пустыню и согласился принимать посетителей в своей келье.
Однажды Стефан, рукоположенный в пресвитера, служил Божественную литургию в часовне в своей пустыне. В минуту, когда он произносил слова «Святая святым», благодать Духа Святого снизошла и осветила алтарь Небесным сиянием, и сам святой просиял этим светом. Видя собственное преображение в лучах Божественного света и устыдившись своего недостоинства, он вознес к Богу молитву о том, чтобы не столь щедро изливались на него потоки благодати в земной жизни, дабы в полной мере вкусить благодать в жизни вечной. Господь внял его молитве, но с этого дня, находясь перед святым алтарем, он получал божественные откровения и разрешение любого вопроса, какой бы ни задали посещавшие его люди.
Как-то Стефан пребывал в пустыне с несколькими монахами и остановился на ночлег на берегу Иордана. Оставив спящих спутников, он перешел на другой берег, шагая по водам, и всю ночь молился, воздев к небу руки, светившиеся, как два факела.
Когда подвигами, воздержанием и слезами преподобный стяжал блаженное бесстрастие, Господь даровал Своему слуге дар прозорливости, так что он различал тайные помыслы всех, кто к нему приближался, и безошибочно предсказывал будущее. Также он получил дар творить чудеса на благо людей. По его молитве был изгнан бес, жестоко терзавший девочку. Также, подобно Моисею, он ударом посоха заставил забить родник в иссохшей почве, чтобы утолить жажду учеников. Много раз Господь делал его невидимым для глаз разбойников или враждебных бедуинов, и он проходил мимо них незамеченным. Любовь и сострадание св. Стефана распространялись не только на монахов и посетителей, но и на животных, птиц и насекомых пустыни, которые приходили, чтобы получить пищу из его рук. Он ругал учеников, если им случалось раздавить ногой земляного червя у стен его кельи.
Однажды его ученик и биограф Леонтий, обуреваемый соблазном богохульства, пришел к старцу, стыдясь исповедать такой грех. Тогда святой предложил ученику положить руку ему на затылок и торжественно объявил, что сам ответит за этот насланный бесом грех перед судом Божиим. Затем он молился о нем всю ночь – и ученик полностью избавился от такого рода искушений.
В последние десять лет жизни св. Стефан, удаляясь в пустыню, брал с собой нескольких монахов из давних насельников лавры. Когда же он возвращался в свою пустыньку, к нему, особенно по великим праздникам, отовсюду стекались верующие, чтобы просить молитв или вдохновенных речей. Все они удалялись радостные и исполненные благодати, распространяя славу о подвижнике и укрепляя всех в мысли, что и в годину мусульманских гонений Господь не оставляет милостью Свой народ.
Совершив еще множество чудес, прп. Стефан почил в мире, как и предсказывал, 31 марта 794 г., в тот момент, когда произносил слова евхаристической анафоры. Он был погребен рядом с прп. Иоанном Безмолвником.
* * *
Из-за того, что в трудах св. Никодима имеется рассказ о двух святых по имени Стефан Савваит, их часто путали. Мы исправляем это недоразумение по древнему «Житию святого Стефана», начало которого было недавно обнаружено в арабском и грузинском переводах. Эти древние источники не содержат никакого упоминания о возведении прп. Стефана в епископское достоинство, в отличие от данных «Синаксаря» св. Никодима. Тот же святой вновь поминается под 13 июля вместе с посвященной ему службой и под 31 марта, в день кончины. Его ученик Леонтий составил «Житие св. Стефана» некоторое время спустя после расправы над монахами лавры Святого Саввы в 796 г. [20 мар.].