@
Св. Агафангел, в миру Александр Лаврентьевич Преображенский, родился 27 сентября 1854 г. в селе Могилы Тульской губернии. Он происходил из семьи священника. Его родители воплощали в себе традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства. Именно их самоотверженными трудами не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное принятие бедности, глубокое литургическое благочестие – вот что определяло повседневный уклад семьи Преображенских.
В отроческие годы будущий митрополит, по его воспоминаниям, любил часто и подолгу оставаться на кладбище среди могил и крестов. Эти безмолвные, но красноречивые знаки свидетельствовали о том, что все прах, все пепел, все сень. Юноша со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, удостоил его служить в алтаре и приносить бескровную, умилостивительную Жертву за окончивших земное странствование.
В 1871 г. Александр поступил в Тульскую духовную семинарию и здесь пережил первые серьезные духовные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали тем традициям церковного благочестия, которые он получил в семье. Александр стал подумывать о профессии врача, но постоянное общение с отцом помогло ему преодолеть искушения. В 1877 г. он поступил в Московскую духовную академию и стал приобщаться к тому пастырскому подвижничеству, которым всегда славилась Троице-Сергиева лавра.
Александр Преображенский успешно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за исследование на тему «“Шестоднев” Иоанна, экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текста по списку 1263 года». После этого Александр был назначен на должность преподавателя латыни в Ранненбургское духовное училище в Рязанской епархии.
В 1882 г. он женился на дочери священника. Но не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр Лаврентьевич потерял супругу и новорожденного младенца почти одновременно. И в 1885 г. он принял монашеский постриг с именем Агафангел, в память мученика IV в., ученика священномученика Климента Анкирского, а затем принял и священный сан.
Через год отец Агафангел был назначен на должность инспектора Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена, затем ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1889 г. его возвели в Иркутском Вознесенском монастыре в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. И с 1893 по 1897 г. он управлял епархией Тобольской и Сибирской. Затем он стал епископом Рижским и Митавским, а с 1910 г. занимал кафедру Виленскую и Литовскую. В 1904 г. владыку возводят в сан архиепископа.
При усовершенствовании деятельности духовных учебных заведений св. Агафангел стремился все преобразования подчинить одной цели – прежде всего привить юношеству любовь к молитве. Церковное просвещение и евхаристическая жизнь были важнейшими сторонами деятельности владыки. Он много сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открыл приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность свечного завода епархии.
К ожидавшемуся Поместному Собору 1905 г. св. Агафангел, по поручению Святейшего Синода, составил отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви. В отзыве говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII в. вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Трудился владыка и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался св. Агафангел и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много было и тех, кто находился на постоянном пансионе. Современники свидетельствовали о нем: «Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, глубокое уважение к чужому мнению – вот те личные качества св. Агафангела, которые невольно вызывали любовь к нему всех соприкасавшихся с ним».
В 1912 г. архиепископ награждается бриллиантовым крестом на клобук. В «Постановлении о награждении» подчеркивалась его неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединенная с твердостью.
С 1913 г. он был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. Начавшаяся летом 1914 г. война не позволила св. Агафангелу полностью посвятить себя мирной архипастырской деятельности. Он организовывает госпитали, отправляет священников в действующую армию. В 1917–1918 гг. является членом Предсоборного Присутствия, а затем участником Поместного Собора. С 1918 г. он – член Высшего церковного управления и Священного Синода при патриархе Тихоне.
В 1922 г. свт. Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев, которые хотели присвоить себе полномочия на высшее церковное управление. При этом патриарх поставил своим заместителем митрополита Агафангела, выразив собственное желание такими словами: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».
Третьего июня 1922 г. появляется так называемый «Меморандум трех» за подписью митрополита Сергия (Страгородского) и архиепископов Евдокима (Мещерского) и Серафима (Мещерякова). В нем предательски заявлялось, что обновленческое Высшее церковное управление является «единственной канонически законной церковной властью». Они призывали всех пастырей считать распоряжения этого органа власти «законными и обязательными».
В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел издает «Послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью», в котором призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За сопротивление обновленцам в их попытке присвоить управление Церковью митрополит немедленно подвергается аресту. В конце 1922 г. больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в поселок Колпашев Томской губернии на три года.
ОГПУ оказывало давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истек в конце 1925 г. В апреле 1926 г. в Пермской тюрьме владыку посетил, глава этой организации Тучков. Он предложил святителю воспринять высшую церковную власть. Тучков хотел столкнуть между собой ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить ее законной иерархии. Владыка, конечно, не мог в ссылке располагать всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского). Однако помня предательское поведение в 1922 г. митрополита Сергия, св. Агафангел, находясь в Перми, издал «Послание», в котором извещал о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получил указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство. Но митрополит Сергий, согласившись вначале освободить эту должность, затем отказался отдать права Местоблюстительства их законному владельцу, по-видимому под давлением ГПУ.
Последующие переговоры, телеграммы и письма митрополита Сергия, изобилующие канонической казуистикой, могли только убедить мудрого и твердого, но прямого и простодушного владыку Агафангела в том, что заместитель митрополита Петра – не тот человек, который способен объединить епископат и выстоять против нажима безбожной власти. Святой понял, что митрополит Сергий начнет борьбу, поэтому послал в мае 1926 г. телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений. Отдам распоряжение о поминовении митрополита Петра, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства».
Св. Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Лишенный властолюбивых устремлений, св. Агафангел советует св. Петру (Полянскому) передать вместо себя Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому), не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия.
Но видя пагубность дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им «Декларации» 1927 г., владыка выступил с исповедническим обращением. Этот документ был подписан также частью архиереев, которых стали именовать Ярославской оппозицией. В нем св. Агафангел отказался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.
Вскоре со св. Агафангелом случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. Десятого мая 1928 г., предчувствуя близость смерти, владыка призывает своих викарных архиереев – епископа Варлаама (Ряшенцева) [7 фев.] и епископа Евгения (Кобранова), чтобы составить новое обращение к митрополиту. В этом документе св. Агафангел писал, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира в Церкви. Однако тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, владыка до конца жизни старался служить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчетливой дипломатии и политической борьбе, которые необходимы для удержания внешней административной власти.
Переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье владыки. Сердечные приступы участились, и в середине сентября он слег в постель. Перед кончиной митрополит часто приобщался Святых Таин. Третьего (16 н. ст.) октября 1928 г. св. Агафангел скончался. Тридцать ярославских храмов возвестили о кончине святителя двенадцатью ударами колокола. Погребли владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо св. Агафангела было таким же, как в первый день после кончины: светлым, белым, спокойным, а от гроба веяло благоуханием.
Митрополит Агафангел был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г.