@
Святой священномученик Климент, епископ Римский, родился в Риме, в знатной семье, которую вскоре постигло несчастье: все члены семьи разлучились друг с другом. Он лишился родителей и братьев, но по знатности рода получил хорошее образование. С возрастом святой Климент осознал потерю близких и всегда был печален.
Благовестие веры Христовой, достигшее Рима, побудило юного Климента отправиться на Восток. Встретив апостола Петра, святой Климент принял от него слово спасения и святое Крещение.
Молитвами апостола Христова семья святого Климента, разбросанная по разным местам, оказалась собранной. Родителей святого Климента – Фавста и Матфидию и его братьев Фавстина и Фавстиниана также крестил апостол Петр. Вскоре апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа Рима. Святитель управлял Римской Церковью с 92 по 101 годы Его первосвятительское служение в древнем городе сопровождалось большим притоком в Церковь новокрещенных христиан. В это трудное время святой епископ не только мудро правил паствой, но старался сохранить для потомков память о пострадавших за Христа.
Распространение христианства вызвало возмущение почитателей языческих богов. По повелению римского императора Траяна (98―117) святителя Климента сослали в Крым. В каменоломнях около Херсонеса, где трудился святой изгнанник, уже было около 2000 христиан, осужденных на тяжелые работы в безводной местности.
По молитвам святителя Господь открыл источник воды.
Чудеса, святая жизнь, проповедь способствовали распространению веры Христовой, созданию христианских храмов и разорению языческих капищ в Крыму.
Слух об этом достиг Рима. По приказу разгневанного императора святитель Климент был привязан к якорю и утоплен в море близ Херсонеса. Останки священномученика пребывали в морской стихии до IX века, причем ежегодно в день его мученической кончины море чудесным образом отступало до места их упокоения, на котором воздвигся нерукотворный пещерный храм. В IX веке Господь сподобил святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян, обрести мощи святого Климента Римского и вынести их на сушу в храм Святых Апостолов.
Часть мощей священномученика Климента равноапостольные братья перенесли в Рим. Святая глава была принесена равноапостольным князем Владимиром в Киев после крещения в Корсуне и положена в Десятинном храме, где был устроен придел во имя святого епископа Климента.
Святитель Климент, папа Римский, был непосредственным учеником святых Апостолов, самовидцев Господа Иисуса Христа, то есть Апостольским мужем.
В Александрийском кодексе V века наряду с новозаветными текстами содержатся два послания святителя Климента Римского к Коринфянам, что свидетельствует о большом уважении, которым пользовались эти послания в Церкви. В первом послании («Журнал Московской Патриархии», 1974, № 10, с. 65–80) святитель выступает против разделений в Коринфской Церкви, возникших из-за недовольства некоторых церковным устройством. Об этом послании говорят такие отцы Церкви, как Дионисий, епископ Коринфский (II), епископ Ириней Лионский (II), Климент Александрийский (III), Евсевий Кесарийский (IV).
Память святителя Климента Римского издревле чтится в России, в честь его освящены многие храмы.
В Десятинном храме Киева, построенном равноапостольным князем Владимиром, где хранилась частица мощей священномученика Климента, один древнерусский проповедник, обращаясь к священномученику, взывал: «Тобою Рустии князии хвалятся, святители ликуют, иереи веселятся, мнихи радуются, людие добродушествуют, приходяще теплою верою к твоим христоносным костем святыню почерпающе...».
В службе святителю Клименту, написанной известным творцом канонов митрополитом Никейским Феофаном (845), святитель прославляется как ученик апостола Петра.
В похвале святому Клименту Римскому, находящейся в Четии Минее митрополита Московского Макария (1563), говорится: «Се бо блаженный Климент не яко светильник, яко град явися, но яко незаходящее солнце возсия во всю вселенную, всего мира озаряя благодатию Божиею».
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился в Александрии в семье протопресвитера Феодосия и Софии. У благочестивых супругов долго не было детей. Господь послал им сына по горячей молитве Софии к Первоверховным Апостолам в день их памяти. Младенцу дали имя в честь апостола Петра. Именно поэтому священномученик Петр называется в службе «соименным Верховному и сопричастником его дел».
Вся жизнь святителя Петра была отдана Церкви. Еще в отрочестве он знал на память всё Священное Писание, изучением которого продолжал постоянно заниматься. За свою подвижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудотворений еще при жизни. Историк Церкви Евсевий Памфил (340) позднее свидетельствовал, что святитель «был красою епископов, как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании».
Перед кончиной Александрийскому архиепископу Феону явился Господь и указал, что его преемником на кафедре апостола Марка будет святой Петр. Избрание на кафедру александрийских святителей святого Петра произошло в 300 году. Вскоре он вынужден был, для блага Церкви, покинуть свой родной город из-за гонения императора Диоклитиана.
Святитель Петр утешал свою паству посланиями, и духом всегда пребывал с ней. По возвращении на кафедру святой написал покаянные правила, предоставляя возможность отпадшим во время гонения возвратиться в Церковь. Одновременно он умиротворил свою Церковь от раскола, возникшего в ней по вине Мелития, епископа Ликопольского. В то трудное время начал сеять плевелы лжеучения пресвитер Арий. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил от Церкви.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась.
В 311 году по приказанию Максимина святитель Петр был схвачен и заключен в темницу. Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял в это время лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришедшим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасителя, Который явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разорванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее, ибо разделил людей Моих, которых Я стяжал кровию Моею, не принимай его в общение церковное, ибо лукавое и враждебное замыслил он на Меня и на людей Моих. Тебя хотят просить, чтобы ты простил ему, но ты не слушай их, не принимай в стадо волка».
К месту заключения архипастыря собралось множество благочестивых христиан. Однако, не желая подвергать народ какой-либо опасности и во избежание столкновения с присланным войском, святитель Петр сам пришел на помощь воинам. По его совету, ночью воины проломили заднюю стену тюрьмы и, выведя святителя за город, отсекли ему голову на месте кончины апостола Марка, основателя Александрийской Церкви.
Голос с неба, который слышала в этот момент одна святая дева, возвестил: «Петр – начало апостолов, Петр – конец александрийских мучеников».
Кровь праведника, скончавшегося мученическою смертью (311), принесла свои плоды. Его мучители впоследствии стали христианами и также пострадали за Христа.
Перед погребением епископа-мученика его тело облачили в епископские одежды и посадили на горнее место Сам Святитель при жизни никогда этого себе не позволял по глубокому смирению. Всё это время в народе находились пришедшие из пустыни подвижники и среди них Антоний Великий, что свидетельствует о связях александрийского предстоятеля с зарождавшимся в то время монашеством.
От богословского наследия Петра Александрийского сохранились лишь фрагменты его произведений. Покаянные правила святителя на VI Вселенском Соборе получили общецерковное каноническое достоинство. Эти правила стали известны на Руси со времени появления у нас Кормчей книги. В другом его произведении, сохранившемся лишь частично, говорится о времени страданий Христа Спасителя. На III и IV Вселенских Соборах отцы заслушивали его творение о Божестве Сына Божия.
Почитание александрийского святителя-мученика началось сразу после его кончины.
Житие святого Петра дошло до нас на греческом, коптском, латинском, сирийском, армянском, арабском и славянском языках.