Сегодня: Нов.стиль:
24 ноября 2024 года
Ст.стиль:
Акафист Святому Митрофану, епископу Воронежскому, святителю
Акафист Святому Митрофану, епископу Воронежскому, святителю

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии. На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о поставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена. Вначале подвижник был рукоположен в иерейский сан, затем, несмотря на нежелание, был возведен в игумены Яхромской обители.

Игуменство его здесь продолжалось десять лет, в течение которых вполне раскрылась любвеобильность святого по отношению к пастве, а также его способности духовного наставника. Памятником его трудов по благоустройству обители стал храм Всемилостивого Спаса, устроенный на месте небольшой старой церкви. Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея́ Руси Иоаким (1674–1690), он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон. Во время своего настоятельства в Унженском монастыре святитель духовно окормлял также окрестные обители и храмы.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя́ Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

В том же году, после кончины царя Феодора, святителю Митрофану довелось присутствовать в Москве при венчании на Царство двух братьев – царевичей Иоанна и Петра. Во время торжества 25 июня святитель Митрофан поднес Патриарху на золотом блюде венец для коронования царя Петра, которому было в то время 10 лет.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора.

Благоустройство Воронежской епархии требовало много трудов от архипастыря. Воронеж был городом на окраине государства, поэтому сюда стекались беглые крестьяне и казаки. Хотя здесь давно уже существовало христианство, многие жители носили языческие имена. Храмов было мало, подчинение законам – слабо, господствовали вольница и самоуправство. Одним из первых деяний святого архипастыря на Воронежской кафедре были послания духовенству, содержащие призыв к истинному служению Богу и пастве. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Святитель Митрофан в деле духовного просвещения Воронежского края искал опору прежде всего в монастырях. Нарушения в обиходе иночества побудили святителя вступить в борьбу за чистоту монашеской жизни. Он упорядочивал жизнь обителей, вводил уставную церковную службу, единогласное пение. Святитель Митрофан требовал от иноков ежедневного посещения храма и неопустительного совершения келейного правила, призывал к строгому соблюдению постов, советовал пребывать в монастыре неисходно, насаждал мир и братолюбие. Исключительная доброта и милосердие архипастыря проявились в сооружении им богадельни (дома для нищих и убогих), женской обители в Ельце для монашествующих стариц, а также в личной благотворительности. Дом святителя всегда был готов служить пристанищем для странников и бездомных; угодника Божия можно было часто видеть у постели больного и напутствующим умирающего. Ясностью, глубиной и умилительностью отличались его проповеди, на которые приезжали богомольцы из других городов.

Духовная дружба связывала святителя Митрофана со святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они поддерживали переписку и несколько раз встречались для душеполезной беседы.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским». В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя́ с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Оставшиеся после него записки и сочинения (послание к пастырям, духовное завещание и Синодик) позволяют в какой-то мере воссоздать особенности духовного облика святителя. Судя по ним, восхождение к Богу епископа Митрофана совершалось последовательно и неуклонно. Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших. Еще при жизни святитель самой глубиной своих помыслов как бы пребывал в мире загробном. Свои назидания святой часто излагал ритмической прозой; о его духовности говорит такое выразительное изречение:

«Память бо смерти узда есть от греха, Слезы же начало и свершение смирению».

Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

После кончины святителя воронежцы часто выражали свою любовь к нему посещением его гробницы и служением панихид. В 1714 году Благовещенский собор сильно обветшал, потребовалась его основательная перестройка. В 1718 году пришлось перенести гроб с телом святителя в храм Неопалимой Купины – при этом обнаружилось нетление его мощей. В 1735 году, при обратном перенесении, оно подтвердилось. С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831 году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Церковь празднует память святителя Митрофана 23 ноября – день преставления и 7 августа – день прославления.