Ака́фист Пресвяте́й Богоро́дице в честь Ея́ ико́ны, имену́емыя «Жирови́цкая»
Ака́фист Пресвяте́й Богоро́дице в честь Ея́ ико́ны, имену́емыя «Жирови́цкая»
Многочисленные чудеса, которые прославили Любечскую икону Божией Матери, получившую свое наименование от местечка Любеч, что в Черниговском крае, были описаны святителем Димитрием Ростовским. Святой образ был явлен в ХI веке.
В 1653 году, когда на Любеч ожидалось нападение поляков, икона была перенесена в Киев. В 1701 году обновленный в стольном граде образ вернули в Любечский храм, освященный в честь Воскресения Христова, а в Киевском Софийском соборе был оставлен точный список с чудотворной иконы, где он пребывает и поныне.
В 1874 году святая икона была помещена в серебряную ризу, искусно сделанную на средства, пожертвованные жителями местечка Любеч.
Уже в наши дни один из поздних списков чудотворной Любечской иконы Божией Матери, утерянный в страшные годы безбожия, вернулся в местный Спасо-Преображенский храм. Сначала образ пребывал в Свято-Троицком кафедральном соборе, а затем, сопровождаемый большим количеством православных верующих, был перенесен в любечскую церковь.
Мироточивый список чудотворного Любечского образа Божией Матери находится в Уманском Свято-Николаевском соборе. Перед иконой, переданной местной общине при возвращении храма в 1989 году, каждую субботу перед всенощным бдением служится молебен с акафистом Божией Матери.
Множество верующих, притекающих к святому Любечскому образу Пресвятой Богородицы с горячей молитвой веры получали и получают чудесные исцеления и утешение в скорбях.
В годы с 1999 по 2001 икона несколько раз мироточила, что подтверждается свидетельствами местных жителей, получивших исцеления после помазывания миром. С этим образом прихожане связывали заступничество Пресвятой Богородицы во время эпидемий холеры в 1848, 1852 годах, свирепствовавших в окрестностях Любеча, но в самом городе холеры не было.
Иконографический тип Любечской иконы Божией Матери – Умиление. Икона довольно большого размера – 142 на 107 см. Богоматерь изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем. Голова незначительно повернута вправо, правая рука поднята до уровня груди в молитвенном жесте. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжелыми крупными складками. На груди – широкое ожерелье из нескольких рядов цепей посередине, обрамленных с двух сторон жемчугом.
Богомладенец сидит прямо. Его поза выглядит несколько скованной. Правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой – книга, которая лежит на корешке. Из-под ризы видны пальчики ног Младенца. На головах Богоматери и Младенца Христа пышные короны закрытого типа.