|
Священномученик Иоанн НикифоровИмя священномученика Иоанна Никифорова связано одновременно и с Полтавской, и с Чигиринской землей, потому что родился отец Иоанн 1878 в селе Пащенкова Балка, что на Полтавщине, последним же его убежищем стал Чигирин, где он жил в семье брата Сергея Григорьевича Никифорова и откуда пошел в свой последний крестный путь. Относительно семьи отца Иоанна нет никаких сведений, кроме того, что в Чигирине он жил в доме своего брата. В каком из двух храмов Чигирина правил в каменной соборной церкви Крестовоздвижения или в деревянной Свято-Успенской остается также неизвестным, но скорее всего это был, вероятно, деревянный: он был закрыт в 1934 году. Когда отец Иоанн только появился на свет, в этой церкви настоятелем был один из династии священников Татаровых, близкий родственник еще одного священномученика Владимира Татарова, родившегося в селе Ревка и также прославившего Чигиринскую землю своим мученическим подвигом. С Чигиринщиной связаны имена по крайней мере двенадцати новомучеников, одиннадцать из которых родились на ней. Отец Иоанн принадлежал к когорте в отношении молодых священнослужителей: он происходил из семьи священника и получил среднее духовное образование в 1900 году. В сан священника был рукоположен около 1903 года, по достижении определенного возраста. Это было время, когда закладывался фундамент будущих отрицательных событий в жизни народов огромной царской империи. В обиход входили новые, народно-демократические, либеральные идеи. Они коснулись жизни Церкви, посеяв в душах некоторых служителей из белого духовенства маниакальные идеи справедливости вопреки доминирующим в Церкви канонам и вековым традициям. Настойчивое стремление определенных кругов, главным образом, выходцев из числа высокообразованных священников-интеллигентов столичных храмов, перестроить, обновить по их представлениям церковную жизнь вызвало вполне обоснованное сопротивление со стороны ортодоксального большинства духовенства, в полной мере соблюдавшего каноны и догмы, отстаивая неизменность и не непоколебимость жизни Церкви. Отец Иоанн Никифоров, воспитанный в православной священнической семье, был далек от тех настроений, он всю жизнь придерживался догматов и норм Православной традиции в богослужении и управлении приходом, который возглавлял, и в дальнейшем не воспринял ни мятежного духа обновленчества, ни идей украинских самосвятов-раскольников. Не смог он воспринять и новую власть, откровенно отстаивая право на свободу совести и свободное исповедание Бога. «Братья и сестры! так обращался он к своей пастве в проповедях. Сатана опутал мир, не поддавайтесь ироду. Он беснуется под защитой закона, но близко время наказания... Придет день, Бог разделит мир надвое, и поставит по правую руку праведников, которые пойдут в рай, слева же грешников, которых отправит в ад на вечные мучения...» Вів розкладницьку роботу серед населення. Після закриття храму займався таємним богослужінням вдома... Збирає стариків і старух, проводить богослужіння, а також: активно готує громадян до свята Різдва... Соціально небезпечна людина» (по характеристике сельсовета Чигирина). Характеристика была выдана по запросу НКВД. Праздник Рождества Христова, к которому отец Иоанн готовил своих немногочисленных пожилых духовных чад и к которому, конечно же, готовился сам, будущий святой провел в изоляторе Чигиринского райотдела НКВД. Он был арестован в Рождественский Святой Вечер 6 января 1938 года. Именно в канун праздника Рождества были арестованы еще двое уроженцев Чигиринщины мученики Феодор Киба и Димитрий Крупницкий, проживавшие в Черкассах. Какими путями двигалось дело, неизвестно: постановление о начале следствия издано только 25.01.1938 года. «О преступной деятельности Никифорова И.Г. Собирает у себя на квартире антисоветский элемент, с которым под видом богослужения проводит контрреволюционную работу... Проводил исповедь на дому. Говорил: «Советская власть не от Бога... Скоро ей придет конец».
Обвинение обозначено датой 07.03.1938 года и содержит те же обманные фразы. В конце документа следователями сделан вывод: «Допрошенный в качестве обвиняемого, а также при очной ставке виновным себя не признал». Есть основания полагать, что отец Иоанн после ареста был отправлен в Киев и там, на основании решения Личной Тройки КОУ НКВД, обозначенного той же датой, что и обвинение, был казнен в тамошних застенках. Акт по исполнению приговора отмечен 25.03.1938 года. Он провел под следствием 77 дней и ночей, но никакой вины перед палачами мужественно не признал. Реабилитирован 25 мая 1989 года. |