Сегодня: Нов.стиль:
14 января 2025 года
Ст.стиль: 1 января 2025 года

Священномученик Михаил Надольский

Одним из оказавшихся в Черкассах не по своей воле был православный священник Михаил Надольский. Родился и вырос он в селе Крушановка Староушицкого уезда Каменец-Подольской волости, в семье сельского священника. Отец протоиерей Арсентий Надольский дал ему, как и другим детям, образование. Три дочери покинули родительский дом, устроив свои семьи. Михаил, как продолжатель священнического рода Надольских, с самого детства приобщался к вере и церковной жизни, хорошо пел, рос музыкально и духовно одаренным юношей, радовал отцовское сердце серьезным отношением к будущей профессии и усердием в исполнении послушания пономаря.

 После окончания школы и духовного училища он успешно сдал экзамены в духовную семинарию в этом же Каменец-Подольском. Вернувшись в родительский дом, 20-летний Михаил стал поддержкой старому священнику. Он принял на себя обязанности псаломщика и регента хора. Отец был ему духовным наставником, а сын утешением отцу в жизни и помощником в служении. Отец Арсентий, видимо, чувствуя близкий конец, позаботился о том, чтобы тот вскоре был рукоположен в диакона, службу которого знал с детства. Михаил служил, ухаживая за отцом, до 1925 года. Лишь после смерти отца Арсентия принял приход и стал, как и желал отец, церковным пастырем. Он отслужил уже пятнадцать лет, когда его «выгнали из церкви», как вспоминает его племянница Галина Климовна Иваскевич в запросе о судьбе дяди. Впрочем, «выгнали» должно было означать, что либо закрыли храм, либо священник не дал согласия на смену конфессии не согласился перейти в обновленчество.

 В любом случае это ставило священника вне закона: только публичное «покаяние» и отречение сана на время оттягивали тот конец, который ждал каждого священника, не минуя и снятие сана. Но Отец Михаил не отрекся. Он отправился в Каменец-Подольский, где надеялся найти пропитание и возможность ходить в храм. Жил, вероятно у одной из сестер, пел при случае в церковном хоре. С Богом в сердце и присущим молодости оптимизмом пошел «в народ»: проповедовал в селах, крестил, читал псалтырь, пел за упокой, даже венчал и хоронил. В худшем случае, просил милостыню. Он выжил в тридцать третьем и помог многим выжить в голодную зиму и весну, проповедуя, что не хлебом единым живет человек и словом Божьим поклоняться надо Господу Богу своему, а не идолам вновь созданного богоборческого режима. Огонек веры, зажженный им в душах, придавал силы и силы жить и выстоять в холоде и голоде.

 Отец Михаил чувствовал себя изгоем на родной земле. Ему было отказано в этом как «лишенцу», он был лишен гражданских прав, как, вероятно, все духовенство. Но у него не было права жить, как другие люди, на своей земле, потому что земля лежала в приграничной зоне, к которой «лишенцам» приближаться можно было всего за сто один километр. «100-м километром» для него, как и для десятков таких, как он, стали Черкассы. Сюда и попал, по рекомендации соответствующих органов, отец Михаил Надольский в 1935 году, когда по всей территории СССР вводилась единая паспортная система и обязательная прописка.

 В Черкасской области бывших священников из Каменец-Подольщины селили главным образом в Звенигородке. Но они были и в Умани, и в Черкассах. Отец Михаил поселился в Черкассах, где сначала устроился фельдшером в детский тубдиспансер, затем в аптекарский киоск, используя, как отмечено на следствии, возможность постоянного общения с людьми для проповеди слова Божьего.

 «Сталінська конституція, нібито говорив священик, лише видається справедливою, але тільки для стороннього ока, аби показати перед світом її демократичність; на ділі ж вона народові нічого не дає... За знищення церков і віри влада антихриста понесе покарання» (Из протокола свидетелей). Он был арестован и брошен в тюрьму 18 декабря 1937 года за три дня до сорок первого дня рождения. Свой день Ангела он уже провел на допросе.

 «Поп Надольский, ... поселившись в Черкассах, систематически проводит контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства, выражаясь (!) в повстанческо-фашистской форме...».

 Так говорит обвинительное заключение, на основании которого вынесен смертный приговор с конфискацией имущества. Имущества, которого не было в природе. Кроме отрубившейся от порванной рубашки и латаных-перелатаных штанов, о которых писал сестре в надежде на помощь. Писал, что ходит совсем ободранный, рассказывает племянница. Разве что успел получить посылку от сестры из Ярмолинцев, которая содержала «парусиновые туфли, рубашку ситцевую, брюки, носки...».

 Ответа она не получила, вероятно, это и было то «имущество», которое подлежало конфискации.

Казнили отца Михаила во время массового расстрела с 14 на 15 января 1938 года. Его судьба оставалась неизвестной вплоть до 1989 года, когда на запрос с родины от племянницы Галины Климовны Иваскевич единственной, кто остался в живых из всей семьи Надольских, пришел ответ от Прокурора Черкасской области, немало проясняющий и нам судьбу многих и многих жертв репрессий .

 «Согласно имеющимся в Управлении КГБ архивным материалам Ваш дядя был... привлечен к уголовной ответственности по необоснованному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 54-10 УК УССР, редакции 1927года (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением Тройки НКВД по Киевской области от 25.12.37 года приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение... Каких-либо сведений о месте исполнения приговора и захоронения... в материалах не имеется и установить их не представляется возможным, за давностью события. Известно лишь, что ваш дядя Надольский М.А. содержался под следствием в Черкасской тюрьме. Реабилитирован 15.05.1989г.». Не забыла своих верных чад Святая Мать-Церковь. В сонме новомучеников Черкасских есть канонизированный сын Хмельницкой земли, священник Михаил Надольский.