Сегодня: Нов.стиль:
14 января 2025 года
Ст.стиль: 1 января 2025 года

Священномученик Александр Радченко

Отец Александр Радченко родился в селе Корниловка Корсунского уезда Киевской губернии в 1876 году и прожил на земле долгую жизнь. Однако биографические сведения о нем, к сожалению, ограничены лишь теми сугубо тенденциозными данными, которые сохранило архивно-следственное дело по номеру 7001. Из нее мы узнаем, что всю свою зрелую жизнь отец Александр прожил в далекой от родины Чите, куда неисповедимыми для нас путями привел его в начале века Промысел Божий. Можно лишь предположить, что не из прихоти и не ради любопытства к путешествиям такой серьезный, умный человек полностью изменил весь строй своей жизни.

 Уже женат, он оказывается за тысячи верст в епархии, носящей в то время название Читинской и Забайкальской. До 1911 года он служит не священником, как говорит сам, не вдаваясь в прошлое. Но стаж священника он отчисляет именно с 1911 года.

 В Сибири отец Александр, по его свидетельству, жил и служил священником до 1927 года. Здесь родились четверо его сыновей. Вернулся же на родину сам. Известно, что двое младших сыновей в то время проходили военную службу. Других сведений о судьбе его семьи нет. Сам священник, по слухам, вынужден был уехать из Читы от преследований со стороны ГПУ.

 Жизнь священника на протяжении последних лет является яркой иллюстрацией к предупреждению Спасителя: «Помните, о чем Я вам сказал: как Меня гнали, так и вас будут гнать... Отдавать в судилища и в синагогах своих будут бить вас... за Меня» (Ин. 15,20; Мф. 10,17). Его гнали из села в село, обозначая путь закрытием храмов. Служил с 1927 в Кичинцах, но вскоре храм закрыли, а отца Александра выгнали. То же ждало его в Петрушках, где удалось прослужить наибольший срок около года. Был вынужден искать убежища в Гоуках Каневщины, где в начале 1929-го был арестован органами ГПУ

 «После того как меня освободили из-под стражи, свидетельствует мученик, ушел в Будище Мошенского района, где служил четыре месяца в 1930 году».

 Здесь его судьба свела с иеромонахом Китаевой Пустыни Киево-Печерской Лавры Николаем Козорезом, также мученически казненным. В этом же году перешел в село Литвинцы Каневского района, где был «попом» (следователь, записывавший ответы, не мог пересилить свое презрение к слову «священник», десятки раз заменяя его тем «поп»). В 1931 году в Свято-Михайловской церкви села Полствин Каневского района прослужил 3 месяца, тогда же перешел в село Бровахи, где был чуть больше 8 месяцев, после чего уже вернулся в Корниловку, где появился в 1932 году. Поселился у своей старшей сестры Анисьи Андреевны, которая и вела хозяйство. Служил в родной Корниловке до 1935 года.

 «В последнее время, как говорится в характеристике Корниловского сельского совета, когда церкви отошли от религиозных общин, занимался крещением на дому, молебнами по домам, религиозной агитационно-разлагающей работой...» (Из характеристики к органам НКВД после ареста).

 Около 25 лет жизни он отдал пастырскому служению, и не в лучшие времена. Взятый на себя перед Богом долг отец Александр не забывал никогда и не мог не страдать от того, что был лишен возможности служить в полную силу Богу и людям. В 1927 году, когда он вернулся из Читы еще относительно молодым и полным сил пятидесятилетним священником, он надеялся, что Украина, как и в любое время, останется верна Богу и Православию, но именно здесь он был окончательно лишен. того, ради чего еще с юности избрал свой путь.

 Следственное дело содержит материалы о постоянном давлении со стороны как местных властей, пристально следивших за его жизнью и деятельностью, так и финансовых органов, которые взыскивали не только то, что зарабатывал на пропитание, но и налагали строгие штрафные санкции за нелегальные доходы на него и на его сестру, которая, несмотря на преклонный возраст, должна была выполнять обязательную трудовую повинность.

 Арестованный отец Александр был 20 или 21 декабря 1937 года арестован по ордеру на арест (не датирован), а обвинительное заключение обозначено 21 декабря. После «следственных действий» был отправлен из Корсуня в Черкасскую тюрьму. Так говорится в Постановлении: «Прокурор, рассмотрев материалы,., нашел, что Радченко А. А. является священником, проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, сеет пораженческие настроения... Избрать мерой пресечения содержание в Черкасской тюрьме».

 22 декабря Судебной Тройкой НКВД по Киевской области он был приговорен к расстрелу. 14 января 1938 года, как отмечает выписка из акта о приговоре, во время массового расстрела священнослужителей священник Александр Андреевич Радченко казнен. Незадолго до мученической смерти он отметил свое 60-летие.

Реабилитирован 15 мая 1989 года.