|
Священномученик Феодосий ПидоричФеодосий Иванович Пидорич родился 3/16 мая 1881 года и был назван в честь прп Федосия, игумена Киево-Печерского, потому что сподобился явиться на свет в день его памяти. Отец Феодосия Пидорича был простым крестьянином в Новоселице Чигиринского уезда Киевской губернии: «...Тодосий Иванович, – отмечает характеристика Новоселицкого сельсовета, – выходец из крестьян-середняков…». Говоря проще, имел дом, сарай, корову, определенный надел земли, пару волов, лошадей, другой домашний скот и птицу, сельскохозяйственный инвентарь. Экономическое состояние семьи крестьянина-середняка, каким он был в «старые» времена, казалось все более недосягаемым с каждым годом новой власти. Каким-то образом крестьянин Иван Пидорич смог дать образование Феодосию сыну, и тот, по собственному свидетельству, получил сан священника. «С 1911 по 1922 год служит священником в с. Новые Верещаки (Чигиринского уезда), с 1922 по 1929 год – в селе Новоселица (т.е. на родине – прим. ред.). Во время сплошной коллективизации выступал против организации колхозов, за что был задержан органами ГПУ и провел под стражей 6 месяцев. Нелегально собирает церковников и агитирует за возвращение церкви (в Новоселице был красивый каменный старинный храм святого великомученика Георгия Победоносца, закрытый в 1935 году – прим. ред.). Ведет нелегальное крещение детей и правит молебны. Агитирует, что когда-то лучше жилось, потому что люди верили в Бога...» (Из характеристики). Характеристики на репрессированных в 1937 году писались по запросу, а точнее, по требованию НКВД. Писавший имел перед собой образец, по которому нужно было составить рассказ о своем односельчане таким образом, чтобы подвести его под статью. Выбирать не приходилось: или ты даешь соответствующую «характеристику», или сам впадаешь в немилость и можешь ждать подобной же судьбы. Уместно привести перечень профессиональной принадлежности и социального статуса так называемого «контингента» – людей, арестованных на селе (да и в городе) в 1937–38 годы; речь идет о репрессиях на территории Черкасщины. Вот кое-что из списка: «Колхозник, единоличник, учитель школы, рабочий союза слепых, бухгалтер артели, ездовой колхоза, конюх, сторож, крестьянин, кассир школы, зав.хозяйством пионерлагеря, врач, секретарь сельсовета, лесоруб, секретарь-машинистка, без определенных занятий, бухгалтер дома больного ребенка, школьник, ветсанитар, санитарка поликлиники, зав.клубом, агроном, директор школы, рабочий шахты, пенсионер, закупщик скота, пекарь, пчеловод, фотограф, секретарь райкома партии, инвалид первой группы, председатель колхоза, рыбак, военком, смолокур, портной, чернорабочий, журналист газеты «Безбожник»...». Это лишь часть профессий, представители которых попали в механизм прожорливой машины политических репрессий. Священнослужители составляли только 2–3 процента, поскольку их общая численность составляла по отношению к общему количеству населения какую-то часть процента. Однако они были полностью уничтожены. Секретарь или председатель сельсовета села Новоселица, составляя справку-характеристику на священника, имел представление о своей ответственности за содержание, и не следует удивляться предупредительной попытке выполнить требование НКВД: «своя жизнь дороже». Как справедливо заметил один из работников НКВД, «вынужден был совершать незаконные действия, если бы не совершал их, мне самому создали бы аналогичное дело». Отец Феодосий с пониманием относился к людям. Его терпение и смирение знали все, даже те, кто его сдавал в НКВД, пишущий в характеристике: «ведет антисоветскую агитацию». Знал и следователь из Чигирина, который во время допроса задал ему только один вопрос: признает ли он себя виновным в контрреволюционной деятельности? Ответ был отрицательным, показания свидетелей он не признавал правдивыми. А свидетельства были такие, что обличали священника в нелояльности к власти: «Говорил: «Если бы вы знали, как жилось раньше, вы бы внимания не обращали на эту власть. Раньше такие молодцы ходили в церковь, хвалили Бога. А сейчас молодежь отсталая: сквернословит, пьет, и за это Бог наказывает. Но придет время, будете искать Божье Слово и не найдете. Это власть вас научила отрицать Бога, потому она и не от Бога, и Бог ее уничтожит...». «Говорил, что рано или поздно Церковь будет восстановлена и он как пастырь соберет разгубленное стадо и будут продолжать молитвы в Божьем доме, вместо каждой разрушенной церкви построят две». Он был арестован 20 октября, а обвинение предъявлено 29-го. В тот же день Тройкой НКВД в Киеве вынесен приговор о высшей мере наказания. И еще почти месяц после этого он находился под стражей в Черкасской тюрьме. 26 ноября приговор был исполнен: на 56-м году жизни принял мученическую смерть от пули палача православный священник из славной чигиринской земли Феодосий Иванович Пидорич. Реабилитирован 10 июня 1989 года. |