|
Преподобномученик КасиянВ небольшом польском селе Гниздечко в 1884 году в семье православного украинского крестьянина Андрея Кузыка родился мальчик, имя которого в святом крещении осталось нам неизвестным. Кассиян монашеское имя, полученное святым в постриге в монахи Киево-Печерской Лавры, куда, по его словам, пришел он в двадцатитрехлетнем возрасте, это произошло в 1907 году. Можно предположить, что незадолго до этого семья Кузыков уехала в Украину, убегая от религиозных притязаний со стороны католической церкви: среди Черкасских новомучеников есть несколько святых, окончивших Холмскую духовную семинарию, но вынуждены были, как свидетельствует дочь священника Льва Веремко, казненного в 1937-м, выехать из Польши на историческую родину. «Тридцать лет назад уехал из бывшей Волынской губернии в Киев, восемнадцать лет из них был насельником Киево-Печерской лавры. Сан иеромонаха» (Из протокола допроса). В анкете рукой следователя также записано: «Кузык Касьян Андреевич, иеромонах, 1884 г.рожд., украинец, сапожник артели «Трудшвец», из крестьян, одинокий, г. Черкассы, Стрелецкий спуск, 18. Арестовывался в 1932 году за валюту, сдал 115 рублей золотом». За три дня до ареста НКВД потребовал от коллектива артели «Трудшвец» имени Кирова, характеристику отца Касиана, который здесь трудился последние три месяца, и получил характеристику слишком неблагоприятную: «Сапожник Кузик К.А. работает в артели... Бывший монах,., в монастыре находился до 1926 или 1927 года, всего лет 25... Очень вредный тип... Сюда прибыл с Белой Церкви. Делает много браку, не сомневаемся, что с целью вредительства. Занимается контрреволюционной агитацией. Относится иключительно отрицательно к советской власти... Говорит, что выборы не демократия, а простой обман трудящихся. Считаем, что его место не в артелца в тюрьме. Просим принять соответствующие меры. 17.ХП. 1937 г.». «Меры» было срочно принято: ровно через трое суток 20 декабря 1937 года «сапожник Кузик» уже сидел перед следователем в кабинете отдела НКВД. По делу, которое было уже раньше заведено на подследственного, которое теперь листал следователь, находились предварительно записанные показания инвалидов артели: Говорил: «советская власть издевается не только надо мной, но и над всеми верующими. Скоро Бог смилуется над нами. Настанет время, в церквях будут опять молиться Богу, а духовенство будет опять учить народ миру и любви...» Говорил: «Коммунистов будут сжигать на кострах... Скоро наступит священная война и Бог поможет уничтожить советскую власть...» Говорил: «Стахановское движение ненормальное явление, это высшая форма эксплуатации людей, выжимание последних соков за бесценок...» Говорил: «Демократические выборы в Верховный Совет только на бумаге, а на деле, кому надо, тот и будет избран... Я голосовать не буду и никому не советую...» Говорил: «Скоро наступит Страшный Суд, будет новый свет, не будет колхозов и советской власти...» Ярый церковник, ненавидит советскую власть». Такой «щедрой» информации со стороны «свидетелей» не содержит ни одно дело. Но удивительно не то: странными путями в наши руки попало случайное дело в отношении человека-однофамильца одного из разыскиваемых в деле канонизации А.П.Александрова, который в 1937 году был бухгалтером артели «Трудшвец». Он был арестован 07.02.38 года как кадровый офицер белой армии, который скрыл прошлое, и расстрелян 3 октября того же года. Благодаря этому стечению обстоятельств была получена информация о том, каким образом НКВД «отблагодарил» своим пособникам. Те трое членов инвалидской артели, которые подписали характеристику и дали показания против отца Касиана, были также репрессированы двумя месяцами позже, после ареста выданного ими и пострадавшего от них монаха, и получили суровое наказание... Это дело отличается среди других архивно-следственных дел священнослужителей с большим материалом со стороны обвинения. Нечего сказать, ни одно из дел не содержит даже намека на присутствие защиты обвиняемого. Возможно, это нарушение судопроизводства было полностью узаконенным, ведь, как известно, создание Личных Троек обусловливалось требованиями времени, и должны были действовать якобы в экстремальных случаях. Наши исследования на территории тридцатых годов свидетельствуют о безисключительности процедуры судопроизводства в отношении священнослужителей: их судьба зависила от воли Троек. Судебная Тройка НКВД по Киевской области 23.12.1937 приговорила иеромонаха Киево-Печерской Лавры отца Касияна Андреевича Кузыка к высшей степени наказания: расстрелу. Есть основания полагать, что казнь была совершена в Лукьяновской тюрьме Киева. 14 января 1938 года, в день великого праздника Обрезания Господня, на пятьдесят шестом году от рождения мученически отдал жизнь за Христа Его верный сын и отец Касиан Кузык. 15 мая 1989 года реабилитирован. |