Сегодня: Нов.стиль:
22 октября 2024 года
Ст.стиль: 9 Октября 2024 года

Преподобномученик Киприан (Олейник)

Жизнь еще одного обитателя Свято-Онуфриевского монастыря иеромонаха Киприана Олейника в виде архивных материалов представляет собой массивный том, 300 с избытком листов толщиной в десять сантиметров. Это следственное дело содержит не одну жизнь: здесь хранятся материалы еще на восемь жителей села Залевки Смелянского района трех мужчин и пятерых женщин, которые не дали себя лишить святой веры.

 Монах, священник, изгнанник, новомученик Киприан был родом из села Турне Златопольского уезда Киевской губернии, теперь Кировоградской области. Он родился в 1887 году в простой крестьянской семье и был наречен в святом крещении Кириллом. Его отец Василий Олейник дал сыну только начальное образование, но своей благочестивой жизнью привил ему с детства любовь к Богу и к церкви, которым тот не изменил концом своей жизни и концом крестным.

 Избрав единственно вожделенный путь служения Богу, Кирилл при первой возможности отправился в монастырь. Здесь он прошел путь от послушника к иеромонаху, сан которого принял с именем Киприан в честь священномученика первых веков христианства. Здесь он и кончил бы свою жизнь, если бы не кровавые события начала XX века. Октябрьский переворот произошел в год, когда иеромонаху Киприану исполнилось ровно тридцать лет. Он пережил это бурное, преисполненное братоненавистной борьбы время, на первый взгляд, в уютных монастырских стенах.

 Многие местные жители, среди которых были и родственники некоторых из монашеской братии, не восприняли новой власти и сопротивлялись ей в партизанских отрядах. Там были также и верующие благочестивые люди, которые считали необходимым встать на защиту от богоборцев, прежде всего, своего права на веру. Эти группировки власти называли бандами: «банда» Сирка, «банда» Косюры, и уничтожали их, выискивая в отдаленных лесах, в монастырях, где им, случалось, предоставляли убежище.

 Когда монастырь закрыли, наместник святой обители архимандрит Митрофан не оставил ее и при содействии верующих, благочестивых людей села Чубиевка, где не было своей церкви, возглавил вновь созданный, официально зарегистрированный религиозный приход при монастырской церкви святого Онуфрия Великого. Протоиерей Иоанн Селецкий, родившийся и выросший неподалеку в трех верстах от монастыря, хорошо знал и до сих пор хорошо помнит настоятеля, при котором, как он вспоминает, уже читал на клиросе и исполнял обязанности канонарха.

 «Все приходы вокруг были закрыты, вспоминает он, и люди из окрестных деревень шли, как в монастырь. Отец-настоятель, великий неутомимый труженик на Божьей ниве, «правил богослужение по монашескому чину, чему способствовало и участие бывших насельников, людей монашеского чина, не отошедших от бывшего монастыря».

 Можно вполне предположить, что среди тех людей был и иеромонах Киприан Олейник, появившийся в Залевках только в 1934 году; судьба же архимандрита отца Митрофана Мищенко трагична: он был арестован в Херсоне в 1935 году и брошен в общую камеру в тюрьме, где содержались уголовники. По свидетельству очевидцев, «босяки побили его, сломали ему ребра, и он скончался».

Иеромонах Киприан правил в Залевках всего год: в 1935 году церковь закрыли, несмотря на отчаянное сопротивление верующих. Это был единственный храм на несколько деревень, закрытие которого больно поразило сердца и души людей, и, прежде всего, самого Киприана, за которым его духовные чада готовы были идти в огонь и воду. Вот как освещает события и образ отца Киприана характеристика сельсовета, выданная по требованию НКВД в июле 1937 года:

 «Прибыл в с. Залевки в 1934 году служителем религиозного культа (попом). Сразу после прибытия он оживил работу ре-лигийной громады, вследствие чего посещаемость церкви значительно возросла. Посещали церковь не только люди из с. Залевки, но и из окружающих сел, как например, Бузуков, Сунки, Головятино, Смела и др. Люди под час религиозных праздников ночевали в селе десятками, и с каждым днем Олейник через свой актив привлекал в церковь все больше и больше колхозников. Актив Олейника Юрченко Зинъка, Конденко Степан, Марунич Мария, Гречана Явдоха вели агитационную работу по вовлечению людей до церкви... Олейник организовал через этих агентов сбор денег на ремонт церкви, проводил нелегальные собрания по хатах, совершал обряды говения, крещения и другие, на которых проводил контрреволюционную агитацию. Под руководством Олейника бригадир плотников Конденко Степан вел контрреволюционную подрывную работу, направленную на развал колхоза...».

 Кроме местного актива у отца Киприана были хорошие помощники из монахов. С ним пришли еще двое монахов: иеродиакон Мотронинской общины Прокопий Черномаз, и, по свидетельству, «протоиерей Тимофей, монах Онуфриевского монастыря». Этим «протоиереем-монахом» мог быть иеромонах Тимофей Храпаченко.

 Когда церковь «по требованию трудящихся» была закрыта, священник не оставил своей паствы и прилагал все усилия, чтобы вернуть храм верующим. С помощью актива собрал подписи под ходатайством и сам ездил в Харьков, где до 1935 года находились управление митрополией и правительство Украины. Члены его общины, которую составляли в большинсте женщины, выходили даже на демонстрацию в сельсовет с требованием открыть церковь, что, как отмечено в той же характеристике, парализовало работу колхоза. За все это Киприан Олейник был в 1936 году арестован и приговорен к исправительным работам на год. Но воля к служению Богу и людям в этом пятидесятилетнем монахе была так велика и так безудержна, что он не прекращал попыток добиться правды: их гарантом он считал новую конституцию, которая на бумаге гарантировала свободу совести и вероисповедания.

 Его действия до некоторой степени граничили с юродством. Они уже давно донимали как местные властные структуры, так и органы НКВД. Терпение их оборвалось, когда на Пасху, 2 мая 1937 года, сотни верующих собрались в Залевки. Чрезвычайное стечение обстоятельств великого гражданского праздника с великим христианским не прошло мимо внимания власти. Известно, что по Украине было разослано указание об обязательном выходе в воскресенье, 2 мая, на борьбу со свекловичным долгоносиком. Известно, что это «мероприятие» было сорвано. В селе Коробковка, например, на Золотонищине, верующие вместо выхода в поле после праздничной всенощной службы разошлись по домам и три дня, как и положено христианам, не выходили на работу, чем, как отмечено на следствии по поводу ареста Коробковского священномученика Михаила Нечаева, колхоза нанесен «значительный материальный ущерб». Материальный ущерб «потерпел» и Залевковский колхоз: бригадир ремонтно-строительной бригады Степан Конденко, член церковной пятидесятки, оплатил работу пяти плотников на ремонте здания храма трудоднями. Уже 3 мая произошел первый арест отца Киприана.

Но, вероятно, еще не было указания, что делать с арестованными «попами», и его выпустили. В июле наконец-то поступил долгожданный секретный приказ из Москвы: служителей всех видов культа, находящихся под следствием, уничтожить. Однако на местах этот приказ поняли несколько шире: началась массовая планомерная кампания по уничтожению священнослужителей вообще. В числе первых новомучеников Черкасщины был арестован 11 июля 1937 г. святой Киприан Олейник и одновременно с ним члены церковного актива: Конденко Степан Филиппович, бригадир плотников, ныне также канонизирован; Волошин Дементий Трофимович, плотник; колхозник Волошин Гавриил Онуфриевич, приговоренный к 10 годам лагерей. А пятеро женщин Гречневая Евдокия Харитоновна, Юрченко Зинаида Филипповна, Сохацкая Параскева Моисеевна, Марунич Мария Филипповна и Болюбах Александра Сергеевна приговорены каждая к 8 годам исправительных робот в условиях Крайнего Севера.

 До октября продолжалось следствие, дважды пересматривала дело Судебная Тройка в Киеве. Есть основания считать, что все это время отца Киприана и его духовных чад держали в Киевском Лукьяновском остроге, имевший, и не без оснований, дурную славу пыток. 4 октября 1937 года Судебная Тройка вынесла окончательный приговор: иеромонаха Киприана Васильевича Олийныка и члена церковного актива, мирянина Стефана Филипповича Конденко подвергнуть «высшей мере социальной защиты» расстрелу, других для заключения в исправительно-трудовых лагерях. 22 октября 1937 года Киприан и Стефан были казнены, однако их имена сияют в вечной славе мучеников за веру Христову. Реабилитированы же залевковские исповедники 17 августа 1989 года.