Сегодня: Нов.стиль:
22 октября 2024 года
Ст.стиль: 9 Октября 2024 года

Преподобномученик Пионий (Мартыненко)

Будущий монах-мученик Пионий Мартыненко родился на Черниговской земле, в селе Ядловка Козелецкого уезда (Новобасанский район) в день памяти св. Апостола от 70 Прохора, по имени которого и был назван. Родился он в семье простого крестьянина. Видимо, рано осиротел, потому что, как свидетельствует сам отец Пионий, «с малолетства ушел в Лавру, где мечтал стать монахом и где провел всю жизнь с малых лет».

 Здесь в 1929 году стал иеродиаконом, а в 1934-м иеромонахом. В 1935 году, возможно, во время нежелательного приезда в столицу, «за нарушение паспортного режима находился 2 месяца под стражей в Лукьяновской тюрьме, после чего проживание в Киеве было запрещено», и он «избрал» место жительства Черкассы.

 Отец Пионий жил прямо во дворе храма Покрова Пресвятой Богородицы, в семье бывшего ее архидьякона Феодора Кибы, ныне тоже канонизированного. Это был церковный дом на улице Шевченко, 26.

 Отцу Пионию приходилось ходить править службы по селам, и он не раз с благодарностью вспоминал своего архиерея, епископа Александра, с которым рядом он в последние годы служил диаконом в Киеве и который его, направляя в Черкассы, рукоположил в иеромонаха.

 Диакона Феодора Кибу он знал еще с 1918 года, когда был избран митрополитом Киевским, после убийства мученика Владимира (Богоявленского), Антония (Храповицкого), с которым отца Феодора с 1911 года связывали дружеские отношения. Поэтому, возможно, тот и пригласил отца Пиония в свой дом на жительство. Знал монах и был в товарищеских отношениях с общепризнанным старшим монахом в городе, последним настоятелем Мошногорского Вознесенского монастыря священноархимандритом Досифеем (Старовым), киевскими монахами Виталием Мищенко, Игорем Конащуком, Илиодором Осташевским, Панкратием Ераханом и другими. Когда в городе начались репрессии, первым среди арестованных стал отец Пион: его взяли 10 сентября 1937 года.

«В Черкасский райотдел НКВДпоступили сведения, что Мартыненко Пионий Павлович, будучи бродячим священником, ходил по базарам города Черкасс, собирал толпы, вел антисоветскую агитацию. Вещдоков не имеется».

 Вообще следственное дело ограничено по объему и не несет какой-то особой информации: если бы не случайная находка по делу Стефана Каминского, с которым вместе жил святой Пионий, у нас не было бы и тех документов, на которые мы опираемся в своем рассказе о жизни человека, который прожил её исповеднически и мученически завершил на кресте страданий. Его аресту предшествовало решение Тройки о казни – протокол №82 от 4 сентября 1937 года. На следствии ему вменялись выступления против власти, вроде: «Народ избавится от советской власти только через войну...», «Государство занимается спекуляцией, покупает хлеб за границей за копейки, а народу продает за рубли» и т.д. Антисоветские выступления он стойко отрицал и держался на следствии уверенно и мужественно. 22 октября 1937 года, в 1 час ночи святой мученик Пионий (Прохор Павлович Мартыненко) на 49-м году своей жизни был казнен.

Реабилитирован 11 июля 1989 года.