Сегодня: Нов.стиль:
20 мая 2024 года
Ст.стиль: 7 Мая 2024 года

Мученик Феофан Мрачковский

Святого мученика Феофана Степановича Мрачковского знал, наверное, каждый ребенок в Каневе: как свидетельствует характеристика Каневского горсовета, «..как до революции, так и после нее вплоть до 1934 года был диаконом в Спасской церкви...». Правда, родился он не в городе Каневе, а в селе Пии Ржищевского уезда на Киевщине, но после окончания духовного училища и получения сана диакона бессменно служил до закрытия храма в городе, который стал для него родным.

 Родился же он 8/21 марта 1874 года в семье дьякона. В начале он был мирским дьяконом, перед принятием сана женился (матушка Акилина Прокофьевна была его ровесницей), имел дочь Марию (1905 года рождения). Воспитанный в боголюбивой, благочестивой семье, отец Феофан с детства стремился служить Богу, и Господь не отверг его молитв. Но трагические события 1914-1920 годов многое изменили в его жизни. Про эти годы нам известно только одно: что он, будучи ортодоксом, не изменил своего вероисповедания, а остался до конца в Церкви. Именно он был инициатором приглашения отца Василия Терлецкого в Канев. Тот был его сторонним родственником со стороны сестры его жены, которая была за племянником отца Василия. После изгнания из Киева тот охотно принял приглашение и, приехав в родные места, нашел здесь приют в доме отца Феофана. Так они вместе и жили, и служили священник и диакон, дополняя и помогая друг другу до 1935 года, когда был закрыт храм.

 Вместе со старостой Вонифатием Лопатой сподвижником и единомышленником в духовной жизни они предприняли несколько отчаянных шагов  в попытках вернуть помещение церкви: ездили в Москву и в Харьков, телеграфировали в Москву Предсовнаркома Молотову, собирали подписи и шли крестным ходом в горсовет с требованием вернуть праздники. Это о нем пишут в характеристике: «После закрытия церкви начал попрошайничать, агитируя против советской власти. «Нужно удержать храм в руках граждан еще года два, говорил он, а там все церкви откроют, даже где и разобрали, построят новые, школы и клубы разберут, а церкви построят».

«Особенно эта свора начала активизировать работу после принятия Сталинской конституции. Дошло до того, что при снятии крестов с церкви эта сволочь, а именно В.Лопата, В.Терлецкий, Ф.Мрачкивский организовали людей и демонстративно требовали прекратить снимать Кресты...» (Из характеристики 01.12.1937 года).

 Арестованный в тот же день оперативниками НКВД вместе со своими соратниками, он не отказывался ни от своих поступков, ни от слов, как и все они трое. Признавал, что добивался возвращения храма верующим, проводившим в своем доме церковное собрание и богослужение, и именно это ему вменялось как за контрреволюционную антисоветскую агитацию и деятельность, направленную на вред государству. Приговор о расстреле четырех мучеников был приурочен ко дню рождения отца Феофана: он вынесен 9 марта 1938 года. Мученику исполнилось бы как раз 64 года. Смерть во Христе принял через две недели в полночь 25 марта.

Реабилитирован 27 апреля 1989 года.